Новости

Как жительница Якутска предотвратила экологическую катастрофу

Именно жительница Пристанской улицы в Якутске член якутского регионального отделения "Деловая Россия" Светлана Лукьянова забила в набат, когда на территории судоходной компании «Якутск»  во время распиловки речного судна произошла утечка нефтепродуктов. Распиливали нефтесборщик для сдачи в пункт металлолома. СК «Якутск», зная об утечке, замалчивала инцидент до последнего, пока тревогу не забили жители.


«Возле моих ворот как будто вылили две бочки солярки, — рассказала Светлана Алексеевна журналисту SakhaDay. —  Берег стал черным, а во дворе были лужи с жирной черной жидкостью с острым запахом нефти.

 

Произошедшее — не просто халатность и разгильдяйство. Думаю, они рассчитывали, что вода унесет нефть подо льдом. Но случился затор, в результате которого вода с нефтью пошла к домам, и все тайное стало явным. Если бы не было затора, никто бы ничего не узнал.


Вся Пристанская окрасилась в черный цвет. Судя по всему, произошла утечка большого количества нефти. Неизвестно, с какого времени и какие объемы ушли в Лену. Большие пятна нефти растянулись на три километра, и были на той стороне, на острове. Поэтому говорить о том, что все нормально, и угроза миновала — неправильно. У нас есть доказательство –деревья, на которых черные отметины снизу доверху.


Нефтесборщик, который распиливали, стоял  лет 15  на воде  возле диспетчерской судоходной компании и был его собственностью. Списали его на утилизацию и не обследуя, начали резать. Пилили его давно, должны были закончить работы в апреле. Думаю, они пожалели денег на откачку».


Все началось 13 мая, когда наблюдался подъем воды.  15 мая сын Светланы переправлялся на лодке, и сообщил маме, что едет по солярке и не может дышать. Она уверяет, что еще 15 числа жильцы звонили в МЧС, но никто не прореагировал.


«17 мая спала вода, и когда я подошла к дому, увидела огромную лужу ГСМ, черные деревья. Все заборы как будто покрашены. Дышать было невыносимо. Мы вышли на берег, и не смогли там пробыть больше десяти минут. Я даже не думала, что такое может быть!», — вспоминает наша собеседница.


Первым делом Светлана Алексеевна позвонила в Общественный экологический совет, руководителю Кириллу Алчину, который заверил, что Управление Росприроднадзора по Якутии извещено и работы будут вестись. Глава Росприроднадзора на следующий день сообщил, что он известил МЧС.


Лукьянова отмечает оперативность министра охраны природы Сахамина Афанасьева и главы Якутска Айсена Николаева, которые, едва узнав о произошедшим, взяли все в свои руки.


Впрочем, Светлана Лукьянова не уверена, что катастрофа предотвращена: «Нефтепродукты уже попали в реку Лена. Самое главное, что вода пошла в наши огороды, почва загрязнена». Но во всяком случае, благодаря ее бдительности и активности, вред постарались минимизировать.


Сразу же после аварии, появилась информация о том, что судно, из-за которого произошло загрязнение в районе Якутского речного порта, судоходной компании «Якутск» (входит в ГК «Старвей») не принадлежит. «Да, они его продали, — говорит Светлана. – Формально оно принадлежит какому-то физлицу. Но на самом деле отвечать за него должна СК».


С этой компанией Светлана Алексеевна знакома уже десять лет. Столько же она борется с их деятельностью. Это странно, но только одна жительница считает, что компания не должна превращать акваторию вблизи городского водозабора в кладбище старых списанных кораблей, загрязняющих прилегающую территорию.


Иначе как объяснить то, что природоохранные структуры закрывают на это глаза. Так, по словам Лукьяновой, глава Росприроднадзора по Якутии не реагировал на жалобы, хотя она постоянно требовала, чтобы выявили владельцев и убрали корабли. Ведь все эти списанные суда, особенно нефтеналивные, по инструкции должно стоять в специально отведенном сухом месте, не на воде.


«СК «Якутск» является только водопользователем, а хозяином акватории реки Лена — Министерство природопользования и экологии РФ. У жителей Якутска возникает вопрос: «Почему они не принимают участие в ликвидации загрязнения, при том, что в Якутии есть представитель Росприроднадзора, в обязанности которого входит  координировать устранение ГСМ в акватории реки , и сообщить о ЧП в вышестоящие органы , а не занимать » страусиную политику».


Еще когда они пилили судно, сотрудники Росприроднадзора должны были контролировать этот процесс. Но они ограничились тем, что отправили оповещение в судоходную компанию о том, что они должны были проделать работы до ледохода в связи с подъемом воды. Но дело в том, что СК изначально не должны были проводить эти работы в акватории. Если Росприроднадзор все-таки предупредили судоходную компанию, то значит, знали, что объект и работы представляют опасность», — говорит Светлана Алексеевна.


Светлана Лукьянова – предприниматель, мать, бабушка. Живет на ул Пристанская с 1974 г. У нее семейный бизнес в сфере автосервиса — ремонт современных топливных систем. Занимается общественной деятельностью: является членом ОС МВД РС(Я), членом экологического ОС г Якутска