23 мая в Москве стартовал первый фестиваль неигрового кино и телевидения «Созвездие созидателей». Организаторы мероприятия – «Деловая Россия» и Общество купцов и промышленников «Коммерсантъ» при поддержке фонда «История Отечества».
Кинофестиваль нацелен на создание киноистории российского предпринимательства от истоков до наших дней и на формирование позитивного отношения к предпринимателям, меценатам и благотворителям современности.
На открытии кинофестиваля выступили председатель жюри, заслуженный деятель искусств РФ Борис Токарев, депутаты Госдумы Виктор Зубарев и Дмитрий Юрков, вице-президенты «Деловой России» Илья Сёмин и Ирина Захарова, потомок купеческой семьи Мамонтовых, профессор-геолог Сергей Чернышов, президент Российской ассоциации развития малого и среднего бизнеса Александр Иоффе. Вёл церемонию старшина Общества купцов и промышленников «Коммерсантъ» Александр Дударенко.
Александр Иоффе в своём выступлении отметил, что кинофестиваль нужен прежде всего для того, «чтобы общество поняло, до какой степени на бизнесе держится благосостояние нашей страны».
С ним согласился Дмитрий Юрков. Он подчеркнул, что профессия предпринимателя нынче не в моде: «Гораздо удобнее работать в органах власти или в “Газпроме”, чем что-то предпринимать, рискуя финансами и временем». Парламентарий выразил надежду, что кинофестиваль внесёт ощутимый вклад в возрождение славных традиций предпринимательства и популяризацию профессии предпринимателя.
Вице-президент «Деловой России», руководитель дирекции проекта «История российского предпринимательства» Ирина Захарова сообщила, что на участие в конкурсной программе было подано около 100 заявок. В шорт-лист жюри отобрало почти 60 работ. В двухдневную программу показов вошло 16 из них.
Ирина Захарова призналась, что многие восприняли идею провести такой фестиваль скептически: «Нам говорили: “В стране ежегодно проводится 1800 кинофестивалей. Вы хотите быть 1801-м?” Я отвечала: “Таких фестивалей ещё не было. Наш будет первым”». Она пожелала всем номинантам удачи, а зрителям – приятного просмотра.
На пресс-конференции, приуроченной к открытию кинофестиваля, его президент Владимир Хотиненко назвал идею мероприятия «чрезвычайно интересной». По его мнению, оно способствует развитию не только кинематографа, но и общества. «При всём обилии фестивалей эта ниша, как ни странно, осталась незанятой, – отметил он. – Эта ниша о людях, от которых зависит очень многое в будущем России».
Владимир Хотиненко подчеркнул, что не будет принимать решения о победителях. «Это дело жюри, – сказал он. – Я буду смотреть как зритель и как человек, который заинтересован в успехе мероприятия. Поэтому меня, конечно, интересует, чтобы было больше профессиональных картин. Для меня основа – гуманистическое содержание». Режиссёр допустил, что победитель фестиваля получит право на широкий показ на каналах.
Старшина Общества купцов и промышленников «Коммерсантъ» Александр Дударенко констатировал, что фестиваль «однозначно состоялся». По его словам, мероприятие призвано, в первую очередь, «показать, что предприниматели – это те люди, которые созидают Отечество, строят его, создавая рабочие места, создавая блага». Он надеется, что кинофестиваль станет ежегодным.
«Проект “История российского предпринимательства” – как дорогой бриллиант, который становится всё дороже оттого, что на нём появляется больше граней. Этот кинофестиваль – новая и очень ценная грань нашей большой деятельности», – заявил на пресс-конференции вице-президент «Деловой России», координатор проекта «История российского предпринимательства Илья Сёмин.
«Представьте, более 100 фильмов из 30 регионов! Ниша, которая была не занята, оказалась востребованной. Конечно, мы уверены, что с таким началом мы сможем проводить этот фестиваль и в будущем», – добавил он.
«Когда три года назад мы думали, нужно ли этим заниматься или нет, мы проехали много регионов и увидели, что истории разбросаны, как звёзды на небе, а воедино не соединены. Мы пытаемся всё это соединить, чтобы объединить смыслы прошлого, чтобы большие деяния купцов и меценатов вдохновляли современных предпринимателей на новые подвиги и вдохновляли молодёжь на то, чтобы она шла в бизнес. Нам кажется, что за три года мы неплохо продвинулись в этом направлении».