Новости

В Москве открылась выставка «Поставщики Двора Его Императорского Величества»

Выставка «Поставщики Двора Его Императорского Величества», повествующая о судьбе выдающихся представителей дореволюционного кондитерского и винного производств, торжественно открылась 13 марта в Доме Российского исторического общества. Мероприятие прошло в рамках совместного проекта «Деловой России» и Российского исторического общества «История российского предпринимательства» при поддержке фонда «История Отечества» и исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.


Среди экспонатов - нераспечатанные коробки с печеньем и конфетами столетней давности от Алексея Абрикосова и коньяк от Шустова с сыновьями, которым французы разрешили не менять название напитка на принятое в других странах «бренди».



«В дореволюционной России, чтобы получить право носить статус Поставщика Двора, надо было пройти довольно сложную процедуру оценки качества производимой продукции, и за это право боролись самые добросовестные предприниматели России, – заявил, открывая экспозицию, председатель Российского исторического общества (РИО), директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин. – Получить статус Поставщика было очень ответственно, значимо. Получатель этого статуса сразу попадал в экономическую элиту России».


Сергей Нарышкин добавил, что, «кроме россиян, поставщиками Двора были и представители стран западной Европы, французские виноделы, швейцарские шоколатье, часовых дел мастера. Приезжали в Россию, инвестировали собственные накопленные средства, создавали предприятия и добивались больших успехов».

«Институт Поставщиков Двора явился важной и заметной вехой в истории развития отечественного предпринимательства. И наши современники-предприниматели тоже впишут свои, я уверен, яркие страницы в развитие российского предпринимательства», – добавил в заключение глава РИО.



Директор Института российской истории РАН Юрий Петров напомнил, что официально знак «Поставщик Двора Его Императорского Величества» был введён в 1856 году в связи с коронацией Александра II. Получить этот знак было очень непросто. «Чтобы ходатайство было удовлетворено, нужно было несколько условий. К примеру, десять лет беспорочной торговли и, что немаловажно, – по умеренным ценам. И чтобы владелец фирмы имел идеальную репутацию, не находился под судом, не был замешан в других скандалах. И главное, звание это давалось только владельцу фирмы, но автоматически не передавалось наследнику», – рассказал Юрий Петров. Таким образом, знак Поставщика Двора стал очень значимым товарным знаком, дававшим его обладателю значительный выигрыш в конкурентной борьбе.


Среди поставщиков двора числились и предприниматели, продукцией которых вряд ли пользовалась семья императора. Например, издатель книг для бедных Иван Сытин получил этот статус за распространение знаний в народе. Таким образом, знак перерос свой первоначальный смысл и стал указывать на общественную значимость деятельности предпринимателя.


Юрий Петров также рассказал, что большинство иностранцев, ставших Поставщиками Двора, в своё время приехали в Россию бедными людьми, «но именно здесь создавали свои капиталы, открывали предприятия, Россия становилась для них второй родиной». В результате они принимали российское подданство и становились полноправными российскими гражданами. «Хотелось бы, чтобы эта связь не прервалась, – добавил историк. – Сегодняшнее мероприятие – это очень важный связующий момент между прошлым и будущим».



Сопредседатель «Деловой России», уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов указал, что предприниматели «Деловой России» слабо зависят от сырья, больше – от того труда, который прикладывают к развитию дела они сами и их работники. «Те примеры, которые мы видим на выставке, вдохновляют на то, чтобы делать своё дело с большим усердием, с большей инициативой, с большей энергией. Те великие имена, которые мы видим сегодня здесь, – это примеры невероятного служения не только своему делу, но и своему народу, своей стране».


Он подчеркнул, что многие Поставщики Двора добились успеха во многом благодаря той политике, которую проводил Пётр Столыпин. По словам Бориса Титова, при Столыпине у России появилась реальная перспектива того, чтобы экономика России вышла на первые, лидирующие позиции, если не в мире, то по крайней мере в Европе.


«У России есть и сегодня этот потенциал, только для этого надо хорошо знать историю, знать свою страну и верить в будущее», – добавил сопредседатель «Деловой России».


На открытии выставки присутствовали и многие другие делороссы: президент организации Алексей Репик, члены генсовета Дмитрий Липявко и Павел Титов, вице-президенты Елена Бочерова, Ирина Захарова, Лариса Покачалова, Татьяна Минеева, председатель курского отделения бизнес-объединения, депутат Госдумы Виктор Карамышев, депутат Госдумы Виктор Зубарев, сопредседатель московского областного отделения Сергей Дёмин и другие.


По мнению Виктора Карамышева, «Деловая Россия» и РИО делают большое и важное дело – популяризируют такую значимую, но малоизученную тему, как история российского предпринимательства. «Этот проект “высвечивает” самые разные грани истории российского предпринимательства. Одна из них - Поставщики Двора Его Императорского Величества, – рассказал делоросс. – Опыт, требования к себе и к качеству выпускаемых товаров и услуг у Поставщиков должны задавать эталон для современных российских предпринимателей».


Вице-президент «Деловой России», руководитель дирекции проекта «История российского предпринимательства» Ирина Захарова уверена, что «за счет глубокого изучения и возрождения деловой культуры предпринимательства прошлого возможно формирование нового позитивного отношения к современному бизнесу. Кроме того, сегодня, когда очень остро строит вопрос качества продукции, особенно востребован опыт Поставщиков Двора, он может служить образцом и ориентиром технологического развития».