Новости

Илья Сёмин на «Сочи-2017» представил исследование о производительности труда в РФ

Вице-президент «Деловой России», директор Центра мониторинга развития промышленности Илья Сёмин выступил модератором панельной сессии «Повышение эффективности производства — национальный приоритет», которая прошла в рамках Российского инвестиционного форума «Сочи-2017». В рамках мероприятия он представил исследование о производительности труда в России, сделанное на базе опроса 500 собственников и руководителей предприятий Центром мониторинга развития промышленности, Минпромторгом РФ, Центром стратегических разработок и Агентством по технологическому развитию.


Задача исследования – «понять, какие факторы ограничивают мотивацию и возможности повышать производительность труда с точки зрения самого бизнеса». Результаты опроса направят в Проектный офис правительства. «Надеемся, что мнение предпринимателей будет учтено в приоритетном проекте по повышению производительности труда», – отметил Илья Сёмин.



Согласно результатам представленного исследования, далеко не все предприятия тратят время и деньги на наращивание производительности: постоянно инвестируют в него только 58% опрошенных (иногда – 28%, крайне редко – 11%). Большинство предпринимателей не верят, что РФ в ближайшее время сможет догнать ведущие мировые страны по этому показателю. 75% опрошенных уверены, что это получится сделать только в долгосрочной перспективе — от 6 до 15 лет. В то же время предпочитают внедрять новые технологии 83% опрошенных, повышать квалификацию персонала — 65%, качество управления — 53%, сокращать сотрудников — 51%, повышать им зарплату — 42%. Бизнес предпочтёт вложить прибыль в расширение производства и погашение кредитов, а уже после — в повышение производительности. Последняя задача является первоочередной лишь для 33% опрошенных.


Среди главных факторов, которые сдерживают рост производительности труда, предприниматели называют отсутствие доступного финансирования (65%), налоговых льгот, ориентированных на эти цели (44%), дефицит навыков и компетенций персонала (42%) и руководства (24%) и отсутствие доступа к технологиям (10%). При этом большинство опрошенных — 78% — считают, что государство должно быть драйвером роста производительности через специальные меры поддержки и госпрограммы.


«Важнейший приоритет правительства сегодня – это выполнение всех социальных обязательств, снижение уровня безработицы, обеспечение занятости населения, – задал тон дискуссии на панельной сессии Илья Сёмин. – С другой стороны, если мы говорим о том, что нужно повышать эффективность производств, производительности труда, то в краткосрочной перспективе, особенно в крупных производственных комплексах, моногородах это может приводить к высвобождению рабочей силы». «Как правительство решает одновременно обе задачи? Какие, на ваш взгляд, основные факторы сдерживают ускоренный рост производительности труда?» – обратился он с первым вопросом к вице-премьеру Ольге Голодец.



По её мнению, конфликта интересов между ростом темпов экономики и ростом производительности труда нет: высвобождение рабочей силы поможет перейти к высокопроизводительным и высокооплачиваемым рабочим местам. По словам Ольги Голодец, сегодня в России около 1 млн вакансий, и этот показатель не снижается с 2012 года. Проблемой роста производительности труда сегодня является резкое сокращение инвестиций в российскую экономику и отсутствие стимулов у предпринимателей вкладываться в техническое перевооружение производства, считает вице-премьер. К этому подталкивает и заниженная стоимость рабочей силы, которая не соответствует сегодняшнему уровню квалификации работников. На уровне МРОТ в России работает 4,9 млн человек, и он ниже прожиточного минимума.


Ольга Голодец заметила, что нарушены основные принципы работы экономики страны. Сальдированный результат предприятий по прибыли в 2015 году составил +76%, а инвестиции сократились на 9%. В 2016 году — соответственно +23%, а инвестиции сократились ещё на 3%. Деньги несут в банки и зарабатывают на них ещё 5—6% прибыли без «головной боли».


Замминистра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков считает, что производительность труда — это не самоцель и ее не надо фетишизировать. Он отметил, что в мире известно много способов и вариантов её расчета. В зависимости от метода можно по-разному оценить место Росси и в соответствующем рейтинге. Если производительность труда рассчитать по покупательной способности, то разрыв с США составит 30—40%, но никак не разы, добавил Василий Осьмаков.


Он напомнил о многоукладном характере отечественной экономики: есть очень высокопроизводительные очаги, и есть участки, отрасли и предприятия, которые «застряли» в Советском Союзе. «У нас очень пёстрая картинка. Для каждой отрасли или сегмента есть и свои рецепты поддержки производительности труда. Содействие технологичной модернизации и набор инструментов по стимулированию технологического перевооружения уже сформирован. Это многочисленные субсидиарные программы, госпрограмма развития промышленности и фонд развития промышленности, которыми уже поддержано порядка 200 проектов», – сообщил замглавы Минпромторга.


Он призвал к повышению качества управления и поиску новых точек роста. «У производства сейчас три больших барьера: технологическая модернизация, административные барьеры и косвенные издержки (сложное регулирование, в т. ч. таможенное), социальная нагрузка. Самое важное для нас сегодня и с чем трудно разобраться — это косвенные издержки», – констатировал Василий Осьмаков.


Директор департамента проектной деятельности правительства России Андрей Слепнёв считает, что рост производительности труда без учёта космических технологий может составить 30—50% за счёт современных управленческих подходов и технологий в ближайшие 1—2 года. Важно иметь в виду и социальный аспект, добавил Слепнёв. Повышение производительности труда — это рост зарплат, рост спроса и потребления. При этом необходимо учитывать риски. Кроме того, необходимо совершенствовать регулирование, связанное с взаимодействием с государством, в т. ч. непроизводственные затраты: учёт, контролирующие органы и таможню. Оптимизация может дать быстрый и хороший результат, не сомневается он.


Важное направление, подчеркнул Андрей Слепнёв, — это создание центров компетенции для учёта передового опыта и создания соответствующих программ. Необходимо улучшать качество государственного планирования, производительность труда считать от добавленной стоимости, а предприятия мотивировать с помощью государственных инструментов, для чего ввести специальные уровни соответствия.


Председатель совета Центра стратегических разработок, зампредседателя Экономического совета при президенте России Алексей Кудрин назвал производительность труда важнейшим показателем для предприятий. «Если за период 2002—2015 годы производительность труда выросла на 60%, то за 2010—2015 годы — только на 8%», – привёл статистику он. В стратегию развития, которую разрабатывает ЦСР, заложено повышение производительности труда к 2024 году на 30%, а к 2035 году — её удвоение. Только такая производительность труда обеспечит темпы роста экономики на 3—4 в год, считает Алексей Кудрин. По его мнению, численность трудовых ресурсов уменьшается, поэтому производительность труда необходимо увеличивать за счёт других факторов: повышения качества государственного управления, роста инвестиций, выпуска конкурентоспособной продукции и выхода МСП на мировые рынки.


Существенную проблему Алексей Кудрин видит в слабом технологическом прогрессе: доля инновационной продукции должна составлять до 40%, а по факту она составляет 9%. «Вся цепочка от рабочего места до конечного продукта эффективно не работает, – посетовал он. – Единой индустрии производства инноваций нет. Надо эту цепочку запустить, иначе мы теряем позиции на новых рынках, в т.ч. и на рынке цифровой экономики».


Гендиректор Агентства по технологическому развитию Максим Шерейкин обратил внимание на необходимость пересматривать трудоёмкость процессов производства и добиваться реализации проектов как по модернизации предприятий, так и по повышению эффективности внутренних процессов в компаниях. Устаревшие технологии и производства нужно собирать в специальные кластеры и привлекать инвесторов для их технической модернизации, считает он.


На сессии также выступили гендиректор «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов, депутат Госдумы, президент Национального исследовательского института экономической стратегии Елена Панина, врио губернатора Рязанской области Николай Любимов, председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков и другие.