15 августа президент России Владимир Путин провел в Волгограде заседание президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей страны. В рамках заседания обсуждалась проблема судоходства на р. Волге и Волго-Донском пути. Обратить внимание на этот вопрос и содействовать его решению в феврале выступила комиссия по железнодорожным, морским и речным перевозкам «Деловой России», и возглавляемая председателем правления ПАО «Совфрахт» Дмитрием Пуримом.
«На единой глубоководной системе сейчас немало так называемых узких мест, а если быть точным — мелких мест, где глубина значительно ниже минимально необходимой для прохождения судов. Это привело к разделению Волги и Нижнего Дона на отдельные участки», — заявил президент России в ходе заседания Госсовета. По мнению главы государства, внутренний водный транспорт имеет большой конкурентный потенциал, а решение проблем судоходства в Волгоградской области должно стать одной из приоритетных задач в рамках Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 год. При этом оно может быть реализовано наиболее эффективно через механизм государственно-частного партнерства.
«Большие трудности с эксплуатацией портовых сооружений, особенно причалов. В основном, это железобетонные изношенные конструкции, не соответствующие современным техническим требованиям и зачастую небезопасные для пассажиров. Как правило, причалы стоят на государственном балансе и не вовлечены в хозяйственный оборот. Денег на их ремонт и реконструкцию из бюджетов, как правило, всегда не хватает. Все это тормозит развитие пассажирских и туристических перевозок. Очевидно, что необходимо вводить эти объекты в хозяйственный оборот, привлекать к их обустройству частные деньги, частный капитал, частный бизнес», - отметил Владимир Путин.
Напомним, что аналогичные тезисы были выдвинуты еще 26 февраля, в ходе первого заседания комиссии по железнодорожным, морским и речным перевозкам, созданной в начале этого года в «Деловой России». В частности, с ними выступил глава комиссии, председатель правления одной из крупнейших транспортно-логистических компаний России ПАО «Совфрахт» Дмитрий Пурим. По итогам заседания члены комиссии отметили в числе ключевых проблем, стоящих перед российской транспортной сферой, проблему обмеления р. Волги и Волго-Донского водного пути; недофинансирования содержания внутренних водных путей; критической ситуации на Единой глубоководной системе европейской части России (ЕГС).
При этом Дмитрий Пурим заявил, что борьба с недоразвитием Волги, малых сибирских рек и ряда других внутренних водных путей должна вестись при активном участии логистических компаний, экспертов, обладающих знаниями и компетенциями в области преодоления инфраструктурных ограничений. «В противном случае страна столкнется с необходимостью использовать преимущественно сухопутные виды транспорта, а это, без преувеличения, поднимет стоимость перевозки в 10 раз и уничтожит автодороги», - подчеркнул он.
Нужно отметить, что позиция комиссии по железнодорожным, морским и речным перевозкам была скоординирована с подкомиссией Российского союза промышленников и предпринимателей по морскому, речному транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, а также с Российской палатой судоходства, Общественным советом ФАМРТ Минтранса, Ассоциацией российских экспедиторов.
Эта тема, особенно поддержанная столь влиятельными представителями экспертного сообщества, вызвала широкий общественный резонанс, в публичном пространстве к ней не раз возвращались представители бизнеса, органов власти и масс-медиа. И, как итог, взаимодействие общественных организаций, коммерческих структур и Минтранса привело к эффективному решению, которое не удавалось принять на протяжении многих лет.
«Консолидация усилий в этом вопросе стратегически важна, ведь внутренние водные пути имеют огромное значение не только в коммерческом, но и в оборонном аспекте. Их развитие станет точкой роста и для малого и для большого бизнеса, в том числе для смежных отраслей экономики и промышленности, таких, например, как судостроение – а ведь делать речной флот и флот река-море мы умеем лучше, чем китайцы. Отрадно, что значимость поднятых нами вопросов признана не только теми, кто лично сталкивается с ними день ото дня – то есть общественностью, представителями бизнеса, - но и высшим руководством страны», - заключил член президиума генсовета «Деловой России» Дмитрий Пурим.