19 мая в информационном агентстве ТАСС прошло открытое заседание президиума Столыпинского клуба «Деловой России». На ней была представлена доработанная концепция программы «Экономика роста». 25 мая сопредседатель «Деловой России», бизнес-омбудсмен Борис Титов представит её на заседании президиума Экономического совета при президенте РФ.
Как сообщает РБК, авторы программы рассчитывают, что она позволит за десятилетие вывести Россию в мировые лидеры по целому ряду экономических индикаторов. К 2025 году Россия должна войти в топ-30 стран по индексу человеческого развития ООН (с нынешнего 57-го места), в два раза сократить разрыв между богатыми и бедными, увеличить долю «экономики знаний» в ВВП до 30%. По некоторым целевым показателям реализация программы должна вывести Россию к 2025 году выше таких стран, как США, Германия или Новая Зеландия.
Помимо Бориса Титова, в открытом заседании президиума Столыпинского клуба в четверг участвовали зампредседателя ВЭБ Андрей Клепач, завкафедрой международных отношений ИМЭМО РАН Яков Миркин, завкафедрой экономической теории и политики АНХ при Правительстве РФ Абел Аганбегян, исполнительный директор ИК «Арбат Капитал» Алексей Голубович и начальник службы экономических новостей «Россия 24» Алексей Бобровский.
О разработке «Экономики роста» впервые было объявлено в октябре 2015 года. В начале 2016 года программой заинтересовался премьер-министр Дмитрий Медведев. Он поручил создать межведомственную рабочую группу по доработке концепции. В марте-апреле группа провела цикл совещаний, итогом которых стала доработанная концепция программы. С ней Борис Титов и пойдёт к президенту Владимиру Путину.
Центральным элементом программы должен стать переход правительства и Банка России от «ограничительной» к «стимулирующей» денежно-промышленной политике — «политике, обеспечивающей опережающее предложение доступного, под низкую ставку, кредита, прежде всего долгосрочного, под рост производства и для инвестиционного развития», отмечается в тексте доработанной концепции. Столыпинский клуб призывает реализовать «российский вариант умеренно-мягкой денежно-кредитной политики (политики «количественного смягчения»), направленной на рефинансирование ЦБ кредитов коммерческих банков и институтов развития». Авторы также предлагают вывести малый бизнес «из тени», «технологическое обновление», «новую индустриализацию», налоговую реформу, стимулирующую экономический рост, ослабление контроля и надзора и прочие рецепты ускоренного развития. Кроме того, авторы программы предлагают вводить «избирательные» валютные ограничения — «отдельные элементы «мягкого» валютного регулирования».
Борис Титов и его коллеги считают, что реализация программы «Экономика роста» позволит в течение десяти лет увеличить долю инвестиций в ВВП с текущих 18% до 30%. Для сравнения, в Китае этот показатель, по данным Всемирного банка, колеблется около 45%. Разработчики концепции хотят увеличить долю рабочих мест малого и среднего бизнеса до 60% от всей занятости в стране (в США, по данным американского Управления по делам малого предпринимательства, на малый бизнес приходится 55% всех рабочих мест). Показатель корпоративного кредитования банковским сектором планируется довести до 150% от ВВП (сейчас — менее 50%), процентную ставку по коммерческим кредитам обеспечить на уровне не выше 3–5%. Инфляция не будет превышать 3%.
Сейчас доходы 10% самых богатых россиян в 13 раз превышают доходы 10% самых бедных, а «Экономика роста» нацеливается на сокращение разрыва до семи раз. В таком случае Россия опередит такие страны, как Франция (разрыв в доходах — 7,4, по данным ОЭСР), Австралия (8,8) и Великобритания (10,5), и приблизится к образцовым с точки зрения имущественного равенства Норвегии, Швеции, Германии.
В процессе подготовки доработанной концепции ряд «особых мнений» по концепции представили Минфин и Центробанк. Так, ведомство Антона Силуанова изложило семь замечаний, в том числе относящихся к фундаментальным положениям экономической теории. «Банковская система всегда находит деньги для кредита, так как кредит рождает депозит, то есть в рамках экономики в целом кредитование самофинансируется созданием соответствующей величине кредита депозитной базы. Таким образом, высокорентабельные проекты в экономике сами по себе находят финансирование», – отмечает Минфин. Но он согласен с авторами «Экономики роста», что нужно снижать зависимость курса рубля от цен на нефть, правда, по его мнению, для этого нужно бюджетное правило, позволяющее сберегать валютные сверхдоходы от экспорта нефти, а Столыпинский клуб призывает направлять часть таких сверхдоходов не в бюджетные зарубежные сбережения, а в инвестиции в российскую экономику.
ЦБ в своих замечаниях указывает, что «стимулирующая» денежно-кредитная политика сама по себе не решает структурных и институциональных проблем, что повышение доступности кредитов может происходить только в условиях ценовой стабильности, а вмешиваться в курс рубля нельзя. В ответ авторы «Экономики роста» парируют: «Практика 1995-2016 годов показала, что Банк России, придавая исключительную и первостепенную роль достижению “ценовой стабильности”, по существу сводя свою политику именно к этой цели, не справился со своей задачей. При этом 20 с лишним лет экономика работает в условиях разбалансированной и деформированной финансовой системы, имеющей волатильность, одну из самых высоких в мире, которая не стимулирует, а подавляет рост и модернизацию».