16 мая в информационном агентстве ТАСС был представлен FINDEX SME - Индекс доступности заёмного финансирования для МСП. Индекс составлен на основе всероссийского опроса руководителей МСП, проведённого МСП Банком (Корпорация МСП) в партнёрстве с аналитическим центром НАФИ и «Деловой Россией». Бизнес-объединение на мероприятии представляла вице-президент, руководитель Аналитического центра Анастасия Алехнович.
Всероссийский опрос проведен в рамках проекта МСП Банка в начале 2016 года. Опрошено 1544 руководителя МСП из девяти федеральных округов.
Согласно данным опроса, предприниматели оценивают уровень доступности финансирования для МСП как средний с преобладанием негативных оценок. Значение Индекса доступности заемного финансирования для МСП составляет 47. Наиболее высокие показатели Индекса – в оценках инфраструктуры, наиболее низкие – в части доступности заемных средств.
Осведомленность МСП о финансовых продуктах достаточно высока: в среднем один субъект МСП информирован о девяти финансовых продуктах, а пользуется в среднем тремя из них. Также на высоком уровне они оценивают качество предоставления информации со стороны финансовых организаций (78% удовлетворены).
Наибольшим доверием субъектов МСП, согласно данным опроса, пользуются банки (72% опрошенных) и страховые компании (50%). В меньшей степени доверяют микрофинансовым организациям и инвесткомпаниям: 50% и 37% негативных оценок соответственно.
Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) – наиболее популярная услуга среди малого и среднего бизнеса в России (60% опрошенных пользовались ДБО за последние полгода). Только 16% предпринимателей оформляли кредит в последние полгода. Дистанционные каналы совершения платежей также существенно популярнее отделений: большинство опрошенных предпринимателей (71%) предпочитают совершать все или большинство операций через интернет-банкинг. Только треть субъектов МСП отдают своё предпочтение посещению отделений (29%).
Значение Индекса доступности заемного финансирования для МСП составило 47 баллов из возможных 100, что свидетельствует о среднем уровне доступности финансовых услуг с преобладанием негативных оценок. Индекс доступности финансовых услуг представляет собой агрегированный относительный показатель, характеризующий уровень финансовой доступности с трех позиций: оценка удовлетворенности банковской инфраструктурой; уровень пользования финансовыми услугами; оценка качества информационной среды и системы защиты прав предпринимателей. Наиболее высокие показатели Индекса были зафиксированы в оценках инфраструктуры (67), наиболее низкие – ожидаемо – в части доступности заемных средств (43).
По значительному числу показателей российский финансовый рынок отстает от развитых стран. В то же время по некоторым сегментам (например, в сфере факторинга) наблюдается сравнительно высокий уровень проникновения услуг, соответствующий уровню отдельных развитых стран. Также примечательно, что доля отказов при обращении МСП за кредитами в России в целом соответствует среднему по ЕС уровню, так же как и доля полностью удовлетворенных заявок.
Существуют ярко выраженные региональные и отраслевые различия в уровне финансовой доступности. Так, самые низкие значения Индекса можно обнаружить в Крымском (40) и Северо-Кавказском округах (41), высокие – Уральском (53), а также в Центральном и Дальневосточном ФО (по 52). В отраслевом разрезе негативные оценки давали предприятия, занимающиеся недвижимым имуществом и работающие в сфере услуг (44%), наиболее позитивные – компании в сфере транспорта и связи (51).
Только каждый пятый предприниматель (21%) обращался за кредитами или займами за последние полгода. Среди тех, кто обращался за банковскими кредитами, большинство смогли получить их в полном объеме или частично (82%). При этом каждый четвертый субъект МСП (27%), оформляющий кредит, оформляет его на физическое, а не юридическое лицо. Потребность в привлечении кредитов в ближайшем будущем имеет каждый десятый субъект МСП (10%). При этом треть из них планирует оформить кредит в течение ближайшего года.
Характер отношений промышленных компаний с финансовыми институтами обладает рядом особенностей. Они заметно чаще прочих компаний прибегают к лизингу и банковским гарантиям, существенно реже – к кредитам (при этом из форм кредитования предпочитают кредитные линии). В качестве важнейшего фактора доступности кредитов промышленный бизнес выделяет принципиальную готовность банков кредитовать малые и средние компании. При этом, около трети от всей выборки опрошенных предпринимателей считают, что наиболее важное влияние на доступность финансирования оказывает финансовая устойчивость самой компании.
Предприниматели пессимистично оценивают перспективы повышения доступности заемных средств: лишь около 23% респондентов ожидают роста доступности. Снижение прогнозируют 49% опрошенных.
«Необходимость этого исследования назрела давно, – прокомментировала вице-президент, руководитель Аналитического центра «Деловой России» Анастасия Алехнович. – Правда, мне кажется, что его результаты несколько приукрашивают реальную ситуацию с доступом МСП к финансированию. По нашим ощущениям, которые основываются на многочисленных жалобах предпринимателей, получить кредит на нормальных условиях практически невозможно. Но в любом случае, исследование получилось основательным, мы всячески приветствуем его появление. Этот индекс является хорошим ориентиром для снижения процентной ставки для конечного корпоративного заёмщика, ведь сейчас ставки в три-четыре раза превышают уровень рентабельности бизнеса».
«Если с точки зрения инфраструктуры рынки финансовых услуг для МСП в целом сформировались (физическая доступность и качество обслуживания не вызывают у предпринимателей нареканий), то в плоскости стоимостной доступности ситуация остается довольно сложной, – отметил замруководителя Аналитического центра МСП Банка Александр Шамрай. – Многое для исправления ситуации делается уже сейчас – основные надежды связаны с рефинансированием Банка России и Национальной гарантийной системой, которую развивает Корпорация МСП. В то же время решающее значение имеет общая макроэкономическая динамика и то, насколько успешными будут меры государства по снижению общего уровня рисков и стабилизации уровня инфляции».
«Результаты опроса свидетельствуют о невысоком уровне доступности финансовых услуг, – констатировала руководитель направления корпоративных исследований Аналитического центра НАФИ Ольга Стасевич. – Однако данный показатель неоднородный и варьирует в зависимости от региона деятельности субъекта МСП. Например, проблема низкого уровня финдоступности на Северном Кавказе, в Крыму и Южном федеральном округе во многом определяется низкой осведомлённостью предпринимателей о существующих банковских услугах. Это приводит к ситуативному и фрагментарному опыту пользования. Кроме того, в южной части страны более ярко выражены проблемы с пониманием условий договоров, что является следствием низкого уровня финансовой грамотности предпринимателей».
По её словам, иная специфика в Северо-Западном и Северо-Кавказском округах: там в связи с особенностями социально-экономической жизни субъекты МСП чаще склонны обращаться к альтернативным источникам финансирования (кредиты для физлиц, займы в МФО, займы у друзей/родственников и т.д.). При разработке мер господдержки крайне важно учитывать региональную специфику, сделала вывод Ольга Стасевич.