Второй дальневосточный форум гражданских активистов «Сообщество» состоялся в Хабаровске под эгидой Общественной палаты РФ. Его участники, а это представители более 500 некоммерческих организаций (НКО) обсуждали итоги годовой работы, а также те проблемы, с которыми им все еще приходится сталкиваться на пути реализации своих проектов через получение государственной поддержки.
Основными темами форума стали экономическая устойчивость НКО и подключение общественников к оказанию социальных услуг. О том, в каких условиях приходится работать некоммерческому сектору, с какими проблемами разбираться, рассказала агентству «Интерфакс — Дальний Восток» член Общественной палаты РФ от Якутии, член якутской «Деловой России» Марина Богословская.
— Марина Олеговна, в прошлом году, если оттолкнуться от итогов финального форума в Москве, общественники указывали на слабую доступность грантов из-за сложностей с госрегистрацией своих организаций, бюрократизмом чиновников. За год жить стало легче?
— Перемены, конечно, есть. Не всегда они положительные, есть и отрицательные моменты. К примеру, сейчас на Дальнем Востоке у нас более 11 тысяч НКО, но если сравнить эту цифру с 2012 годом, то их почти на треть меньше. По-прежнему основные проблемы — доступность регистрации, а значит, и получение грантов, огромные территории, недостаток средств, нехватка их на аренду помещения, только каждая 10 организация имеет свой уголок, и прочее.
Только представьте, к примеру, территория Якутии — свыше 3 млн квадратных километров, очень большой разброс населенных пунктов, при этом жителей там меньше одного миллиона. И, тем не менее, социальная активность, реализация себя через общественную деятельность традиционна для республики. Люди делают добрые дела совершенно безвозмездно. Но несколько лет назад государство стало уделять особое внимание некоммерческому сектору. И это внимание выражается в солидном финансировании их деятельности — выделяются миллиарды. Например, в прошлом году НКО Дальнего Востока из бюджетов разного уровня получили 7,5 млрд рублей помощи. Единственное условие доступа к этим средствам — наличие государственной регистрации. То есть нужно зарегистрироваться, отработать год беспроблемно, после этого можно подавать документы на получение гранта. И вот здесь как раз возникла проблема, связанная с большой территорией. Зарегистрировать свою НКО можно только в столице республике — Якутске. А это перелеты, тысячи километров... Причем подать документы, оплатить госпошлину — автоматически не означает, что организация будет зарегистрирована. Месяц документы на экспертизе, которая может выявить ошибки. Если такие находят, то необходимо начинать процесс заново. И такой круговорот может длиться бесконечно. Многие просто опускают руки.
80% всех грантов оседает в столицах региона, селянам достаются крошки со стола. А ведь именно там и нужна поддержка.
Общественная палата РФ пошла по пути проведения зональных форумов для активистов. То есть мы выбираем какой-то район, один населенный пункт, приглашаем туда «соседей», разговариваем с людьми, выясняем проблемы. Один вот такой форум дал нам очень интересную статистику. В Амгинском районе той же Якутии работают 156 общественных объединений. Представляете? Это женские организации, мужские, отцовские, по возрастам и интересам. Но только три из них имеют государственную регистрацию. Мне кажется, что это вопиющая несправедливость.
Еще в 2014 году мы поставили этот вопрос перед главой республики Егором Борисовым — необходимо поработать над тем, чтобы упростить процедуру госрегистрации сельских НКО, что откроет им путь к грантовой поддержке. Реакция оказалась оперативной, были изданы документы. Но все уткнулось в позицию якутского минюста. В итоге за год ничего не поменялось. Чиновники от юстиции не видели проблемы и не стремились всех регистрировать. Как выяснилось, они опасались вала работы, что просочатся какие-то некачественные НКО, иностранные агенты и т.д.
— А до этапа регистрации проводите фильтрацию общественных объединений?
— Нет, это не является нашей задачей, мы работаем со всеми гражданскими активистами, общественными объединениями, организациями. Мы должны не строить им препоны, а наоборот давать возможности для самовыражения. Приглашаем и слушаем всех. Но какие-то выводы наши эксперты все равно делают. А за иностранными агентами пусть бегают те, кому это положено по должности.
После первого дальневосточного форума, который в прошлом году состоялся в Якутске, можно сказать, случился поворот в сторону сельских объединений. Именно в Якутии впервые остро прозвучала эта тема. И пошла волна на других форумах. В итоге вопрос вошел в итоговую резолюцию, которую мы представили главе государства. И уже в декабре прошлого года в президентском послании тема доступности грантов для сельских НКО проходила красной линией.
Прошел еще год. Теперь у нас есть заверение от руководства Якутии, что с мая в 35 созданных МФЦ, которые работают во всех районах республики и оказывают госуслуги, будут принимать документы на регистрацию НКО. Это замечательный результат.
— Может быть, пора шагнуть в Интернет, и, скажем, предложить регистрировать такие организации через сайт оказания госуслуг?
— Это, скорее всего, следующий шаг. Территория Дальнего Востока — огромная, и не везде равномерное покрытие сетью. Если в столицах регионов мы имеем достаточно хороший трафик, то 100-200 км от города отъехал, и возникают проблемы. Снова будет перекос.
— Почему вообще возникает необходимость напоминать на местах власти о том, что есть потребность в социальных услугах, брать ситуацию в свои руки? Случалось ли такое, что реализуется успешный проект, а после чиновники объявляют себя вдохновителями и, что называется, тянут одеяло на себя?
— Такая тенденция справедлива скорее по отношению к бизнесу. Предприниматели начинают развивать какое-нибудь традиционно частное направление, скажем, торговлю, общественное питание, а власть путем создания при себе МУПов и ГУПов, у которых есть в уставе возможность заниматься коммерческой деятельностью, имея гораздо более выгодные условия и возможности, имея помещения, средства, приходит в этот коммерческий сектор и фактически «отжимает» его у предпринимателей. Власть видит, что люди зарабатывают деньги, и активно туда внедряется. Есть такая проблема.
В общественном же секторе немножко по-другому. Руководство страны предложило бизнесу уйти в социальную сферу. Власть зовет НКО в эту сферу и готова оказывать грантовую поддержку.
— Почему же тогда только гранты? Есть мировая практика, когда бизнесу, который участвуют в социальных проектах или проводит их, государство предоставляет различные льготы, главным образом, налоговые, арендные...
— Эти разговоры очень давно ведутся и у нас, но воз и ныне там. Я считаю, что это проблема наших законодателей. Они очень увлечены какими-то достаточно популистскими законопроектами, где можно сделать себе имя. А это немножко такая тема... Все послабления по налогам — это запустить руку в казну. И власти, я думаю, проще сначала казну пополнить, а потом посмотреть: вот это вот наше, а это мы можем раздать на поддержку.
Осмысление того, как может бизнес и некоммерческий сектор взаимодействовать с властью в социальной сфере, только приходит. Очень долго притирались, прорабатывались эти механизмы. Потому что к любому документу нужна «дорожная карта», план действий, пошаговая инструкция. А когда просто сказали, берите «социалку» — никто не знает, как и вообще, что это.
Сейчас формируется общероссийский реестр социальных НКО. Но чтобы тебя допустили в этот реестр, нужно еще своих специалистов обучить, соответствовать определенным нормам и правилам.
Накануне мы приняли участие в заседании общественного совета НКО при правительстве Хабаровского края — это интересный опыт. Представители некоммерческого сектора садятся за один круглый стол с представителями власти, и с глазу на глаз проговаривают свои проблемы. Как правило, проблемы тут же снимаются или, по крайней мере, вырабатывается какой-то путь их разрешения.
Говорили как раз о том, что сначала шла борьба за то, чтобы попасть в этот реестр социальных НКО, а сейчас народ оттуда выходит, потому что слишком жесткие правила, которым нужно строго соответствовать. И людей это тяготит. Они решают, что пойдут каким-то другим путем, и совершенно в этот реестр уже не рвутся.
— И, тем не менее, любые успехи в социалке или экономике региона добавляет властям рейтинговые баллы...
— Тут не поспоришь, власть очень любит отчитываться результатами работы бизнеса или некоммерческого сектора.
— А нет ли опасений, что сами НКО могут создаваться для того, чтобы, как говориться, «осваивать» гранты?
— За последние три года реально что-то в некоммерческом секторе изменилось, появилось больше возможностей, есть финансирование. Конечно, такие опасения возникли — что это достаточно увесистое финансирование может некоторых общественников повернуть от реализации себя на пользу обществу в сторону освоения вот этих грантов. Могу сказать, что уже образовалась целая прослойка организаций, которые эти деньги очень профессионально «отжимают» у всех остальных.
Поэтому вопрос о том, что сейчас нужно обратить внимание на сельских общественников, очень своевременный.
Сейчас уже просто режет глаз, когда одни и те же организации из года в год получают большие суммы, причем успевают получить и здесь, и здесь. И республиканский грант, и президентский грант, и еще в каком-нибудь министерстве что-то отхватить. Весь пыл уходит на это, а не на реальную работу. Тем более, что 30% средств поддержки можно потратить на содержание организации и зарплату его сотрудников. А потом возникает головная боль, как отчитаться.
Поддержка нужна, но она не должна быть основой деятельности НКО. Получить грант и отчитаться.
Хочу подчеркнуть, что это не просто раздача денег. Отчетность по использованию гранта тоже очень строгая. Минюст ведет мониторинг, смотрит — по профилю ли потрачены средства. И если найдены нарушения, то деньги подлежат возврату в бюджет. И такие случаи есть. Общественная организация может замахнуться на какой-то глобальный проект, а потом не реализовать его, не хватает сил. В этом случае деньги возвращаются.
Пресс-служба Общественной палаты РФ по материалам ИА «Интерфакс — Дальний Восток»