4 апреля гостем расширенного заседания генерального совета «Деловой России» стал министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. После его 40-минутного доклада прошла сессия вопросов и ответов, в рамках которой многие инициативы делороссов получили поддержку министра.
В своём выступлении Алексей Улюкаев отметил «удивительный разрыв между нарастанием возможностей, в том числе финансовых, и отсутствием мотивации к их использованию». «Ведь очень простые цифры и факты – это рост прибыли в экономике на 53% в прошлом году, и очень хороший прогноз в этом. Конечно, 53% не повторится, но 20% роста, я думаю, гарантировано», – отметил он. Но эти средства остаются на банковских счетах и не материализуются в принятие решений об инвестициях, в открытие кредитных линий. «Это означает, что те, кто хотели бы и могли бы принять эти решения, не получают необходимой информации, не получают необходимого сигнала о том, что соотношение между рисками и возвратом на капитал сейчас таково, что нужно принимать эти решения», – посетовал Алексей Улюкаев.
Глава Минэкономразвития также остановился в своём выступлении на макроэкономике: «Удивительная ситуация, что уже 9 месяцев, когда экономика находится в состоянии stand by – готовности двигаться, стартовать, но некоторой нерешительности. В течение этого периода времени мы постоянно наблюдаем колебания от -0,1% до +0,1% роста или спада в терминах ВВП, в терминах промышленного производства. При том, что финансовая стабильность обеспечена, девальвационные и инфляционные ожидания находятся на низком уровне, и, на мой взгляд, здесь сильно беспокоиться не о чем». Уже сейчас инфляция к соответствующему периоду прошлого года составляет 7,4%, что является одним из лучших результатов в российской истории, хотя впереди будет еще «некоторая волатильность» вокруг понижательного тренда, добавил Алексей Улюкаев.
Он также отметил, что государство в своей политике должно поддерживать эти позитивные тенденции и не препятствовать им. «Государство не может придумать новые тенденции. Нельзя в ситуации спада вдруг его развернуть в подъём или наоборот. Но государство и экономическая политика должна видеть естественно появляющиеся ростки роста и поддерживать их», – полагает Алексей Улюкаев. По его словам, важно снижение не только фискального, но и административного давления. Министерство подготовило новую версию законопроекта о контрольно-надзорной деятельности, который оно рассчитывает внести в Госдуму уже в весеннюю сессию.
«Для бизнеса важна максимальная регламентация этих процедур, которые касались бы не только плановых, но и внеплановых проверок, которые ставили бы задачи и KPI для соответствующих структур по сокращению количества их (проверок), которые обеспечивали бы качественный реестр проверок, и которые позволяли бы сформировать механизм риск-ориентированного надзора, который был бы сфокусирован на профиле риска и там, где этот риск понятен и ощутим. Там этот механизм мог бы реализовываться, а там, где этого риска нет, можно было бы обходиться без такого мощного давления на бизнес через контрольно-надзорные органы», – пояснил глава Минэкономразвития. Такой механизм особенно важен для малого и среднего бизнеса, добавил он.
Алексей Улюкаев также затронул тему выхода российских компаний на внешние рынки – через механизмы ВЭБ, РЭЦ, торгпредства и торговые дома. «Мы видим, что объёмы несырьевого экспорта растут, может быть, не так быстро, как нам хотелось бы, но тем не менее, вот эту планку в 6% годового роста, которая была принята в дорожной карте развития экспорта, она в основном выдерживается, и мы на новых рынках уже довольно неплохо представлены», – отметил он. Положительно и то, что в шесть раз сократился отток капитала. «Пока еще отток, а не приток, но он сократился разительным образом. Это тоже оценка, которая перспективам нашего развития выставляется международным деловым сообществом», – пояснил он.
Сочетание всех этих механизмов, по словам министра экономического развития, позволяет рассчитывать на то, что в этом году экономика окончательно выйдет из ситуации спада, и с 2017 года сможет двигаться по траектории подъема.