Сопредседатель якутской «Деловой России» Егор Жирков в интервью SakhaLife.ru рассказал об инициативе изменения Конституции республики:
Вновь появилась инициатива по национально-региональному компоненту, по вырезанию слова и понятия «национальное».
На этот раз не от представителя прокуратуры, а от республиканской конституционной Комиссии, призванной заботиться о содержании нашего основного закона. В пояснительной записке от комиссии написано, что такое изменение предлагается ввести, чтобы привести в соответствие с федеральным законом Конституцию нашей республики.
На самом деле профильный республиканский закон уже приведён в соответствие с федеральным законом «Об образовании».
Тогда какая надобность трогать Конституцию в таком разрезе. Какой смысл, если ФГОС, новая редакция федерального и республиканского законов по существу предусматривают учет не только региональных и этнокультурных, но и национальных особенностей.
«Шиворот-навыворот» инициативы уже в том, что в статье 22 Конституции республики говорится об образовательном стандарте, а в статье 8 федерального закона о региональной программе развития образования.
Но главное в том, что Конституция – это основной закон Республики Саха (Якутия) и он выше по статусу, чем республиканские законы. Статус Конституций республик четко подтвержден федеральной Конституцией.
Да, республиканские законы должны соответствовать и не противоречить по содержанию и смыслу профильным федеральным законам. Но не текстуально и не по буквам текста.
Вопрос же соответствия Конституции республики может ставиться именно в отношении Конституции Российской Федерации и конституционным федеральным законам.
Закон «Об образовании» к ним не относится. Более того, федеральной конституцией установлено положение о том, что общие вопросы образования и культуры относятся к совместному ведению. Так сказать – имеем право.
Конституция Республики Саха (Якутия) давно и четко соответствует, ни в чём не противоречит ни Конституции нашей Российской Федерации, ни федеральным конституционным законам.
Если начать рассматривать вопрос соответствия конституций республик каждому федеральному закону, то от них ничего не останется.
Обобщая вышеприведенное, следует сделать вывод о том, что нет смысла самим ставить вопрос о соответствии Конституции республики отдельно взятым федеральным законам; лучше снять вопрос с рассмотрения.
Теперь возникает вопрос: каково состояние республиканского закона «Об образовании» в этом остром и насущном с точки зрения обеспечения прав коренных народов вопросе о национально-региональном компоненте.
Сперва отметим, что после многочисленных изменений Федерального закона «Об образовании» наш закон приведен в соответствие с ним, не противоречит ему.
Есть такое, что мы вслед за изменением в федеральной политике отошли от понятия стандарта образования, который ранее состоял из федерального компонента, национально-регионального компонента, школьного компонента и перешли к другому подходу.
Но надо отметить, что как в законе, так и в практике жизни есть разные понятия – ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), региональная, т.е. в нашем случае республиканская программа развития образования, образовательная программа, учебная программа и учебники. Их следует отличать и не смешивать.
Не видя в них особого отличия были протесты прокурора в адрес Ил Тумэн. Не раз я по доверенности парламента участвовал в судах и защищал позиции республики на рассмотрениях обращений прокуратуры в Верховный суд по вопросу национально-регионального компонента.
Часть протестов и обращений были удовлетворены. Во многом мы не соглашались и смогли защитить положения республиканского закона «Об образовании» в судебном порядке.
По части статей находили такие формулировки, которые отражают в нашем законе право обучения и воспитания на родном языке, обеспечивают правовой механизм их реализации.
Надо отметить, что по балансу депутаты Ил Тумэн предыдущего созыва смогли достаточно достойно представить чаяния жителей национальной республики, защитить права и интересы коренных народов.
В результате в действующем республиканском законе положения о национально-региональном компоненте в отношении содержания образования и воспитания, в отношении учебников и учебных материалов сохранилось.
В обновленном республиканском законе, так же, как в федеральном законе имеет место важное положение об учете национальных, региональных и этнокультурных особенностей в отношении республиканской программы, в отношении содержания обучения и учебников.
Таким образом, вопрос приведения республиканского закона федеральному закону «Об образовании» в отношении образовательного стандарта положительно решен и нет смысла будоражить ситуацию и убирать слово «национальный» с текста нашего Основного закона.
Нас, якутян, беспокоит то, что вслед за такого рода предложением могут появиться постановки таких вопросов как «уберите слово и понятие национальное из школьного образования». Считаю, что нельзя этого допускать, нельзя давать повод для приближения такой ситуации.
Нам крайне важно сохранить национальные языки в содержании образования. Необходимо и далее сохранять предмет национальная культура в воспитании подрастающего поколения.
Будучи в начале 2012 года руководителем общественного штаба народной поддержки В.В. ПУТИНАЮ, я разъяснял людям такой значимый и консолидирующий предвыборный тезис президента страны о том, что многокультурье и разнообразие национальных языков — это общее достояние россиян.
Наконец, нужно отметить, что статья 22 в части 4 Конституции Республики Саха (Якутия) нацеленно подчеркивает и устанавливает законоположением национально-региональную особенность школьного образования в нашей многонациональной республике.
В целом эта статья не посвящена полномочиям субъекта и их перечислению.
Вот почему правомерен вопрос – нужно ли вносить такое изменение в Конституцию – основной закон республики.
Если же вносить изменение или дополнение в отношении республиканской программы развития образования, то необходимо, чтобы в тексте республиканской конституции соответствующее положение обязательно наряду с региональным и этнокультурным включало учет национальных особенностей.
Подытоживая считаю, что нам, депутатам Ил Тумэн действующего созыва следует поправить в этом вопросе конституционную комиссию.