Федеральный барометр «Деловой России» оценил индекс предпринимательских настроений за 2015 год.В течение 2015 года использованы результаты опроса руководителей около 31,0 тыс. крупных, средних и малых предприятий промышленности (группы C, D, E по ОКВЭД), строительства (группа F по ОКВЭД), розничной торговли (подгруппа G52 по ОКВЭД) и сферы услуг в 80 субъектах РФ, проведенного Федеральной службой государственной статистики.
ИНДЕКС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ УВЕРЕННОСТИ И НАСТРОЕНИЙ
В целом по всем предприятиям в 2015 году по отношению к 2014 году произошло значительное снижение индекса предпринимательских настроений и уверенности.
ИПН в 2015 году снизился сильнее для средних и крупных компаний относительно малых, -16 п.п. и -9 п.п. соответственно. ИПН по итогам 2015 года составил:
88,3 для средних и крупных, 87,3 для малых компаний.
Наибольшее падение индекса пришлось на сферу розничной торговли, значения ИПУ снизились ниже значений кризисного 2009 года. Снизившись на 6 и 8 п.п. для малых, крупных и средних предприятий относительно 2014 года, и на 3 и 1 п.п. относительно 2009 года.
Для промышленных организаций наибольшее снижение наблюдается на малых предприятиях – 7 п.п.
Строительный сектор показал значительное снижение в равной степени для малых и крупных компаний, ИПУ в 2015 году по сравнению с 2014 снизилось на 7 п.п.
ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Экономические показатели по итогам 2015 года по отношению к 2014 году значительно снизились в целом по всем видам деятельности.
Снижение экономических показателей в промышленности особенно сильно заметно на малых предприятиях, при этом наибольшее падение пришлось на показатель «цены реализации». Снижение цен реализации по малым предприятиям промышленности в 2015 году составило 46 п.п., обновив минимальное значение 2009 года на 26 п.п.
По промышленным предприятиям наибольшую динамику к снижению продемонстрировали следующие экономические показатели«финансовая обеспеченность», «общая экономическая ситуация», «заказ. Снизившись от 7 до 11 п.п. по средним и крупным, и от 17 до 18 п.п. по малым.
По строительным компаниям практически все показатели снизились относительно 2014 года, наибольшее снижение приходится на«финансовую обеспеченность» - 14 п.п. по малым и 20 п.п. по средним и крупным.
В сфере розничной торговли, негативная динамика экономических показателей указывает на сильное кризисное состояние, как малых, так и средних и крупных предприятий.
В розничной торговле наибольшее снижение произошло по показателям «объем продаж», «спрос», значения которых по итогам 2015 года опустились значительно ниже данных за 2009 год, от 18 до 24 п.
Сильное снижение в торговле произошло и по показателям «общей экономической ситуации на предприятиях» и«обеспеченность финансовыми средствами», снижение от 9 до 12 п.п. При этом, показатели «цены реализации»,«численность занятых» снизились менее остальных.
Динамика экономических показателей в сфере услуг напоминает ситуацию в сфере розничной торговли. Наиболее сильное снижение произошло по показателю «экономическая ситуация» - 14 п.п. Значительно упал объем оказанных услуг и заказов, показатели«цены реализации», «численность занятых» снизились менее остальных.
ДИНАМИКА ФАКТОРОВ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 2015 году по отношению к 2014 году фактор «неопределенности экономической ситуации», увеличившись на 28 и 23 п.п. для средних/крупных и малых предприятий соответственно, занял лидирующее положение по уровню негативного воздействия на развитие предприятий.
Существенно увеличилось негативное влияние на средние и крупные промышленные компании фактора «высокой налоговой нагрузки» и фактора «недостаточного объема спроса», 13 и 12 п.п. соответственно.
Значения негативного влияния фактора «высокая налоговая нагрузка», для промышленных предприятий, по итогам 2015 годапревысило значение кризисного 2009 года на 12 п.п.
Для малых промышленных предприятий стали еще более существенны такие негативные факторы ограничивающие развитие бизнеса, как «недостаток финансовых средств», «высокий процент коммерческого кредита», «недостаточный спрос».
По строительным компаниям основные ограничивающие деятельность факторы показали динамику к увеличению, основной прирост пришелся на фактор «высокой стоимости материалов» - 10 п.п.
По малым строительным компаниям увеличение фактора «неплатежеспособности заказчиков», а для средних и крупных компаний - «высокий процент кредита» составило 7 п.п.
В строительстве фактор «недостатка финансовых средств» обновил максимальное значение 2009 года, на 26 п.п. по средним и крупным, на 22 п.п. по малым предприятиям.
В розничной торговле наибольшее увеличение показали такие ограничивающие факторы как: «недостаточный спрос»,«недостаток финансовых средств», «высокий процент коммерческого кредита», 9-8, 3-5, 4-5 п.п. соответственно.
В сфере услуг значительный рост показали следующие ограничивающие деятельность факторы: «высокий процент коммерческого кредита», «недостаток помещений», «недостаточный спрос», 21, 7, 7 п.п. соответственно.