Федеральный барометр «Деловой России» оценил индекс предпринимательских настроений за 3 квартал 2015 г. в 21 тыс. крупных и средних и 10 тыс. малых предприятий по следующим отраслям: промышленность, строительство, розничная торговля и сфера услуг.
Результаты экономических настроений предпринимателей, говорят о затянувшейся кризисной ситуации в отраслях экономики. Индекс предпринимательских настроений (ИПУ) в крупных и средних промышленных, строительных, торговых организациях и организациях сферы услуг сохраняется на рекордно низкой величине за последние 5 лет и составляет 91,8% второй квартал подряд, демонстрируя значения кризисного 2009 года.ИПУ в промышленной отрасли в 3 квартале 2015 г. не изменился по отношению к значению 2 квартала 2015 г. и составил (–7%).
Прекращение действие сезонного фактора в 3 квартале 2015 г. отразилось на снижении значений ИПУ в розничной торговли и сфере услуг на 3 и 2 п.п., составив +1% и (-3%) соответственно.
РИС.1 ИНДЕКС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ В КРУПНЫХ И СРЕДНИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ,
СТРОИТЕЛЬНЫХ, ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ
В малых промышленных, строительных и торговых организациях экономическая ситуация хуже, чем в крупных и средних предприятиях. Индекс предпринимательских настроений малых предприятий в 3 квартале 2015 г. составил 88,9%, что ниже на 0,6 п.п. по сравнению со 2 кварталом 2015 г.
Малые предприятия в целом чувствуют себя гораздо хуже крупных и средних предприятий в силу более низкого «запаса прочности». ИПУ в промышленной отрасли не изменился по отношению ко 2 кварталу 2015 г. и составил (–12%). Прекращение действие сезонного фактора в 3 квартале 2015 г. отразилось на снижении значения ИПУ в розничной торговли на 2 п.п., составив (-1%).
РИС.2 ИНДЕКС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ В МАЛЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ И ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
При этом улучшение значения индекса предпринимательских настроений в 3 квартале 2015 г. по отношению ко 2 кварталу 2015 г. наблюдалось в строительной отрасли в крупных, средних и малых предприятий на 1 и 4 п.п. соответственно. Значение ИПУ составило (-9%) и (-13%). Причина роста ИПУ обусловлена сезонным фактором.
Исследование проведено Аналитическим центром «Деловой России» совместно с НИУ «Высшая школа экономики».
Более подробно с результатами исследования Вы можете ознакомиться по адресу:
http://www.deloros.ru/assets/files/osen2015/barometr-za-iii-kv.-2015-01-10-2015.pdf