Ведущая: В эфире РБК ТВ член президиума генерального совета «Деловой России», председатель совета директоров ГК «Рускомпозит» Сергей Фахретдинов. Насколько велика оказывается налоговая нагрузка на предпринимателей? Скажите, действительно ли необходимо ее корректировка?
Сергей Фахретдинов (член президиума генерального совета «Деловой России», председатель совета директоров ГК «Рускомпозит»): Налоговая нагрузка действительно, квазиналоговая нагрузка действительно велика. По различным оценкам, она примерно составляет такой же объем платежей, как и налоговая нагрузка, то есть, вы правильно сказали о том, что 66 различных сборов, которые требуют корректировки, исходя из тех предложений, которые сделаны. Но вообще их там, по-моему, за 75 различных сборов. И что вызывает особую проблему, не только платежи по квазиналоговой нагрузке, но еще и много-много различных окон, куда приходится предпринимателям бегать, составлять различные документы, отчеты, получать эти справки и так далее. Вот нам необходимо одно окно, куда бы могли они прийти, заплатить какую-то небольшую сумму и получить сразу все разрешения. Особенно это касается, конечно, малого бизнеса, но, в том числе и среднего бизнеса.
Ведущая: А какие платежи, лично с вашей точки зрения, в первую очередь нужно заморозить или все-таки скорректировать?
Сергей Фахретдинов: Самая большая проблема - это страховые различные сборы, особенно это касается малых и средних компаний. А так, ну там несколько групп таких крупных платежей, это транспортные платежи, различные платежи за экологию, ну и другие. То есть их достаточно много и, как я уже сказал, территория их распределения очень широкая, что, конечно, мешает жить предпринимателям.
Ведущая: А, по-вашему, правительство пойдет на сокращение налоговой нагрузки в условиях снижения доходов бюджета?
Сергей Фахретдинов: Я думаю, пойдет. По каким-то параметрам точно пойдут, какие-то квазиналоги заморозят. Однозначно такое решение, я думаю, будет принято. И... но вот системной проблемы такой, которая сегодня присутствует в этом вопросе, в том числе, и все-таки мы делали предложение на Госсовет по снижению налогов в целом, я думаю, что такие предложения, они, конечно, не пройдут.
Ведущая: А по каким, в частности?
Сергей Фахретдинов: Ну, т.е. мы, конечно, всегда делаем предложение по поводу снижения налога на прибыль и НДС, да, ключевых налогов, которые сегодня в Российской Федерации.
Ведущая: А все-таки, какого эффекта вы ждете от снижения неналоговой нагрузки?
Сергей Фахретдинов: У нас стратегическая цель одна, то есть сегодня у нас примерно 20% ВВП, это малый и средний бизнес. Из них 10% - это торговля, вот. Во всех странах, в том числе нашей близлежащей Европы это примерно 50% и выше. То есть стратегическая задача Российской Федерации, чтобы доля малого и среднего бизнеса в ВВП была выше 50%. То есть вот наша стратегическая цель, я надеюсь, руководители наши понимают ее, и мы должны к ней совместное бизнесом идти.
Ведущая: Сергей Баянович, ну, вот предприниматели хотят вынести этот вопрос на апрельский Госсовет у президента. Он будет посвящен развитию бизнеса. Лично вы, что ждете от этого мероприятия?
Сергей Фахретдинов: Ну, во-первых, хорошо, что президент так внимательно смотрит на этот вопрос, понимая важность и необходимость такого решения, особенно в условиях сегодняшней сложной геополитической ситуации. Президент у нас дает, как правило, посыл, самое важное, что Правительство, министры этот посыл поддержали, и они преобразовались в конкретные решения, самое главное, а не остались где-то на бумаге. Вот что важно. Но то, что президент обратил на это внимание в такой сложный период, конечно, это
Ведущая: Уже говорит о многом.
Сергей Фахретдинов: Это говорит о многом. Это первое. Второе. Как правило, у любых предпринимателей три главных существенных проблемы. Первое - это налоги, о чем... и платежи всякие, квазиналоговые платежи. Второе - это финансирование. В сегодняшних условиях, мы знаем, ставки по кредитам зашкаливают там за 20%, а для малого и среднего бизнеса и до 27-ми доходят, вот. Следующий важный момент - это участие в цепочках поставщиков в госсектор и в госкомпании. Вот там очень большие объемы денег уже внутри экономики. Это порядка, ну, если брать только госкомпании, 8 триллионов по ставке, и плюс государственный бюджет еще примерно столько же. То есть это вот 16 триллионов деньги... денег в экономике. Если мы получаем, я имею в виду мы - это малый и средний бизнес - доступ к этим закупкам, а постановление правительства в конце года такое принято, вот 10% прямых контрактов, 18% контрактов вместе с прямыми, этого второго уровня. То есть один посредник, то это достаточно большие деньги, больше одного триллиона тех ресурсов, которые могут попасть к малому и среднему бизнесу.