Член Общественной палаты РФ, заместитель председателя Общественной палаты Республики Саха (Якутия), член Якутского отделения "Деловой России", Марина Богословская в интервью EastRussia.ru рассказала, почему необходимо сохранить подписку на газеты в Якутии, как бороться с подростковой жестокостью и какие меры помогут поддержать некоммерческие организации (НКО).
- Марина Олеговна, для чего, как вы считаете, нужна Общественная палата?
- Общественные палаты, как региональные, так и общероссийская, - это своеобразный институт, вовлекающий общество в управление государством. Задача Общественной палаты состоит в сборе информации, общественного мнения и впоследствии шлифовке сущностного «зерна», которое в виде рекомендаций передается власти. Общественная палата создана не для того, чтобы слушать власть и потом пересказывать народу, что от него хотят, а наоборот. Это как «подушка безопасности» между обществом и властью. Толпу никто не слышит. А если есть какой-то орган, который аккумулирует экспертные оценки, проводит общественные слушания и потом выдает резюмирующий документ, то это грамотный подход к делу.
Сейчас в нашей стране наступило очень интересное время, когда власть сама призывает граждан к активизму - вовлеченности во все процессы, которые происходят в общественно-политической жизни.
-Что это за призыв?
- Вопрос по перетеканию активности в социальную сферу был затронут в прошлом году на форуме «Здоровье нации – основа процветания России», прошедшем в том числе и под эгидой Общественной палаты РФ. Участниками форума были представители общественных организаций из разных регионов России. Мероприятие посетил президент РФ Владимир Путин, который предложил часть социальных функций переложить на НКО, потому что с помощью независимых общественных организаций средства доходят до цели. Несколько утрируя, получается, что государство расписалось в некоторой беспомощности в решении проблем социальной сферы и призывает предпринимателей заниматься социально-ориентированным бизнесом, который будет государством же и финансироваться. Да, деньги пошли. Но есть и другой нюанс – чиновники не всегда правильно понимают этот посыл: они слышат слово «социальный», но пропускают слово «бизнес».
Вот женщина организовала несколько лет назад частный детский сад. И ее преподносят флагманом социального предпринимательства. Но никто не вникает в ее рассказ о том, что в первый год они отработали по нулям, во второй - получили субсидию от министерства предпринимательства (без нее не выжили бы), в третий - вообще ушли в минус. То есть если сейчас будет финансирование, то это хорошо. Но где тут бизнес?! Получается, мы выдергиваем из предпринимательской сферы грамотных людей и просто привлекаем их в социальную сферу. Все им оплачиваем. Но ведь они же не сохранят условий, чтобы людям было по карману водить детей в частные детские сады и школы! Реальная помощь государства - в предоставлении льгот, бесплатного помещения или оборудования в лизинг. Тогда это будет уже и бизнес.
-Каким образом государство помогает некоммерческим организациям? И какие инициативы выдвигает по взаимодействию власти и НКО республиканская Общественная палата?
- Якутия - один из первых субъектов РФ, где был создан департамент по поддержке гражданских инициатив. Сейчас решается вопрос о создании ресурсного центра на базе одного из республиканских благотворительных фондов. Мы как Общественная палата, у которой налажены регулярные коммуникации с НКО, стараемся, чтобы большее внимание уделялось не написанию программ и отчетам по ним, а реальной работе. Действовали же раньше экологические организации, родительские комитеты… Сейчас создается впечатление, что все поставлено на деньги и никакого нематериального энтузиазма у людей уже нет.
Мы собираемся возобновлять семинары для представителей НКО. Причем приезжать будет не только лектор, но и представители ведущих грант-операторов страны, к которым много лет ни одно наше НКО не могло пробиться, мы не получали гранты там вообще. В прошлом году мы проводили первый съезд НКО, где поставили вопрос, что практический доступ к грантам и субсидиям имеют только городские НКО и близлежащие. Республика Саха большая и коммуникации еще не очень налажены – во многих населенных пунктах элементарно нет интернета. Зачастую люди получают информацию только из печатных СМИ.
Даже если есть интернет и пресса, возникают сложности с регистрацией общественных организаций в удаленных районах. Потому что для того, чтобы зарегистрировать организацию, надо лететь в Якутск, что, безусловно, дорого. Летать приходится несколько раз: сдать документы и оплатить пошлину, пройти экспертизу, которая длится месяц, - и не факт, что через 30 дней удастся получить свидетельство: в 80% случаев документы возвращают с просьбой о доработке – и все начинается по-новому. Поэтому многие районные НКО работают без регистрации, что не дает им доступа к грантовой поддержке их деятельности.
Мы выступаем за то, чтобы были созданы бригады от управления юстиции, которые бы по какому-то графику ездили по улусам, вели прием, консультировали граждан и забирали готовый пакет документов на регистрацию. Но управление юстиции очень тяжело на это идет. То есть получается, что те ресурсы, которые государство выделяет на поддержку НКО, очень неравномерно распределяются. Общественников много, но одна часть имеет доступ к ресурсам, другая – нет.
- В Якутии очень остро стоит проблема повышения тарифов «Почты России». Сможет ли вмешательство Общественной палаты РФ разрешить ситуацию?
- Я думаю, да. Потому что проблема касается не только нас, страдают многие регионы. Я собираюсь выступить инициатором проведения большого круглого стола в Общественной палате РФ о тарифах «Почты России». Система тарификации по зонам заставила отказаться от подписки на газеты многих жителей улусов: газета в Арктическом улусе стоит больше 100 рублей. Это неподъемно!
Будем смотреть правде в глаза. Конечно, пресса на бумажных носителях постепенно отходит в прошлое. Но в Якутии печатные СМИ проживут, наверное, больше, чем в остальных регионах России. Нам нельзя отказываться от института подписки. От тарифов «Почты России», между прочим, пострадали не только газеты, пострадали детские издания на национальных языках. А мы же хотим, чтобы дети сохраняли культуру, язык. Как без этого? Тем более что «Почта России» готова идти навстречу.
- Почему Общественная палата республики Саха (Якутия) стала уделять пристальное внимание детям, моральной обстановке в школах?
- Недавно мы провели рейды по школам по всем восьми округам города Якутска. Выводы не совсем утешительные. Инфраструктура для детского досуга мало где создана: отсутствуют детские площадки, доступные спортивные залы, кружки. Все платное, но не все родители могут платить. Дети остаются на улице без присмотра, потому что родители либо работают, либо не уделяют внимания воспитанию ребенка. Мы приняли решение заниматься вопросом организации досуга для детей, чтобы как-то минимизировать проявления жестокости в подростковой среде.
У всех на слуху сейчас история, всколыхнувшая всю страну: новенькая девочка пришла в школу, неделю проучилась, ее избили. И весь ужас в том, что одна девочка била, а остальные десять человек стояли и снимали видео, которое после выложили в сеть. Я навестила девочку в больнице. Понятно, что у нее очень угнетенное состояние, особенно из-за того что видео оказалось в интернете. Ее мама отказалась участвовать в известном ток-шоу на телевидении. Зато поехали другие люди, назвавшиеся родственниками семьи. В результате в этой передаче героями сделали тех мальчиков, которые снимали видео, и девочку, которая наносила побои. То есть всю историю извратили.
Я разговаривала с заведующей детским отделением медцентра, она мне сказала, что подобная статистика подростковой жестокости не собирается, но она есть. Они в ежедневном режиме получают четверо-пятеро избитых сверстниками детей, которые попадают в нейрохирургию с переломами и с жуткими гематомами, порой в гораздо худшем состоянии, чем эта девочка. Надо копать глубже, а не разбираться с конкретной одной историей, хотя тут тоже надо помогать.
- В сферу деятельности Общественной палаты входят вопросы ЖКХ. Над чем здесь приходится работать?
Мы занимаемся проблемами ЖКХ. Одно время в Общественной палате республики проводились два раза в неделю бесплатные юридические консультации для населения по социальным вопросам и проблемам ЖКХ. Народная тропа не зарастала, у нас были записи на два месяца вперед. Людям разъясняли ситуации, советовали, куда обратиться, помогали составить исковое заявление и т.д. Причем при этих наших юристах мы создали по договору с Байкальским университетом экономики и права «юридическую клинику». Это была своеобразная практика для студентов, которые видели живую работу, которой им придется заниматься после получения диплома.
- Какую позицию Общественная палата Якутии занимает в отношении ТОСЭР «Заречье»?
- ТОСЭР «Заречье» уже наделало «много шума из ничего»: самого проекта пока не существует. А люди уже волнуются, хотя никакой достоверной информации у них нет. Наша задача провести общественные слушания, привлечь экспертов, вынести свое какое-то решение в виде рекомендаций и уже отправить в правительство.
Возмущение населения вполне объяснимо: люди хотят жить в экологически благоприятной обстановке. А химический завод, который будет производить метан прямо на берегу реки в густонаселенном районе республики, их пугает. Чиновникам нравится этот проект, потому что придет инвестор. Я считаю, надо обе стороны выслушать. Власть, которая продвигает этот проект, должна доказать населению, которому придется жить рядом с этим заводом, что реализация проекта ТОСЭР «Заречье» сделает их жизнь только лучше.
--
Текст: Марина Галкина
http://eastrussia.ru/