Новости

Двигателем экономического роста должен стать малый и средний бизнес

Борис Титов, уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ, сопредседатель «Деловой России». Необходимость в разного рода уполномоченных возникает в системах, которые сбоят. И в этом смысле само появление института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в 2012 году стало признанием властями того факта, что в "штатном режиме" система не может обеспечить соблюдение их прав. Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов рассказал "Бизнес-журналу" о том, что волнует предпринимателей в России сейчас больше всего и чем он им может помочь.


- Как, на ваш взгляд, изменился предпринимательский климат в России за те без малого три года, что вы занимаете пост бизнес-омбудсмена?

- Подвижки в плане удобства ведения бизнеса за это время наметились серьезные, и это подтверждается таким объективным показателем, как рейтинг Всемирного банка Doing Business, в котором позиции России серьезно улучшились в последние два года1. Есть позитивные изменения, касающиеся безопасности ведения бизнеса. Как это ни парадоксально, но наши опросы предпринимателей в последнее время показывают некоторое снижение уровня коррупции. Ненамного, но тенденция к уменьшению все-таки есть. А вот с выгодностью ведения бизнеса, как говорится, воз и ныне там. Высокие налоги, тарифы, кредитные ставки - все это делает издержки российских предпринимателей такими, что во многих отраслях бизнес ведется на грани рентабельности. Поэтому большинство наших инициатив сейчас направлено в том числе и на снижение издержек бизнеса.


- А теперь на это накладываются еще и геополитика и кризисные явления в российской экономике.

- Разумеется, санкции Запада в отношении нашей страны, политика Центробанка, обвал курса рубля и цен на нефть - все это не способствует спокойному ведению бизнеса. Деньги любят тишину. Увы, сейчас мы видим, что политические соображения во всем мире возобладали над экономическими.

Из-за санкций российскому бизнесу фактически закрыта кредитная линия в странах Евросоюза и США. Поиск альтернативных источников финансирования требует времени.

Поэтому наша принципиальная позиция такова: источником ликвидности для экономики должен стать Центробанк. При этом вливание денег не приведет к большой инфляции, если их пускать не на потребление (путем увеличения дотаций населению и повышения зарплат госсектору), а на инвестиции в производство.

Ослабление рубля - в каком-то смысле даже позитивное событие для бизнеса. Да, импортеры столкнулись с трудностями, зато открылись широкие перспективы для развития импортозамещающих производств, особенно в продовольственной сфере. Однако повышение ключевой ставки Центробанком сделало эти перспективы туманными. Банки уже начали пересмотр ставок по кредитам, причем это касается в том числе уже выданных кредитов. И новые ставки доходят до заоблачных величин - 24, 30 и даже 36 процентов годовых. При такой цене денег ведение бизнеса становится слабо рентабельным, а конкурентоспособность продукции будет падать.

Мы считаем, что ставку ЦБ нужно безусловно понижать, желательно до исходного значения в 8,25%. Понятно, что делать это следует после того, как на каких-то уровнях стабилизируются цены на нефть и курс рубля. Делать постепенно и гласно, публикуя планируемый график понижения ставки. Но делать нужно обязательно. Собственно говоря, за это выступает уже почти весь экономический блок правительства (за исключением финансовых властей) и все, кто сколько-нибудь разбирается в экономике.


- Какие права предпринимателей в нашей стране больше всего нуждаются в защите? Что говорит статистика обращений к вам?

- За два года я получил в общей сложности почти десять тысяч обращений, то есть примерно по пять тысяч в год. Более 60% из них - от субъектов малого бизнеса, что вполне объяснимо: у небольших предприятий часто не хватает ресурсов, чтобы отстаивать свои права самостоятельно, в отличие от крупного бизнеса.

Сферы деятельности заявителей затрагивают буквально все отрасли экономики. Поэтому нам даже пришлось ввести институт общественных омбудсменов при бизнес-омбудсмене. Их у нас более тридцати, и каждый - специалист в какой-либо конкретной области: в пожарной безопасности, таможенном праве, экологии, транспорте, торговле и так далее.

Самая острая проблема на данный момент - проверки со стороны контрольных и надзорных организаций. Каждый третий заявитель обращается к нам именно по этому поводу. Это очень запутанная сфера: здесь часто приходится сталкиваться с тем, что требования различных ведомств к бизнесу взаимно исключают друг друга или сильно устарели, а исчерпывающего списка требований к предпринимателю попросту нет. Что хуже всего, система контрольно-надзорных органов в России изначально нацелена не на профилактику нарушений, а на наказание предпринимателей. При этом размер штрафов никак не учитывает масштаба бизнеса, из-за чего малые предприятия при наложении штрафа часто оказываются на грани закрытия. Кроме единого электронного реестра проверок, закон о котором уже принят2, мы подготовили целый пакет предложений в этой сфере. Помимо прочего, предлагаем дифференцировать штрафы для разных по объему бизнеса компаний и ввести мораторий на проверки новых компаний, за исключением предприятий, где риски для окружающей среды и жизни людей особенно велики. Много обращений также по земельным вопросам, налогам, строительству, ЖКХ, экологии. Около 10% из них имеют причиной необоснованное уголовное преследование. Эта доля не так велика, как можно было бы подумать, однако каждое из них для нас - реальный вызов; с такими обращениями сложнее всего работать.

Поэтому здесь мы особенно стараемся искать системные решения.


- А можете ли вы влиять на ситуацию системно?

- В этом смысле наш главный инструмент - ежегодный доклад президенту. Первый доклад я представил Владимиру Путину в мае прошлого года. По его результатам подписано более 40 поручений председателю правительства и его заместителям. Кроме того, в Государственной Думе создана межфракционная депутатская группа по защите прав предпринимателей, благодаря которой мы можем облекать наши инициативы в конкретные законопроекты.


- Декабрьское послание президента Федеральному Собранию изобиловало приятными новостями для предпринимательского сообщества: надзорные и налоговые каникулы, новая индустриализация... Большинство из них - это ведь ваши предложения. Насколько все это можно реализовать? Какие инициативы у вас еще на подходе?

- Действительно, в экономическую часть президентского послания (а она, как признают все, была основной) вошли многие разработанные нами предложения. Большая их часть была сформулирована и изложена в моем докладе президенту. Мы, безусловно, очень счастливы и горды тем, что наши усилия получили столь мощную политическую поддержку и будут реализованы. Оставаться на таком высоком уровне аналитической и экспертной работы непросто, но мы обязаны это делать.

Что до новых инициатив, то они, безусловно, есть. Скоро будет подготовлен новый ежегодный доклад. Но в сложившихся условиях мы приняли решение совместно с "Деловой Россией" создать антикризисный штаб, который в режиме нон-стоп мониторит ситуацию с бизнесом и готовит предложения для правительства в самых разных областях - от денежно-кредитной политики до регулирования торговых сетей. - Власть декларирует, что малый и средний бизнес государству важен и нужен, но одновременно легко поступается его интересами. При этом традиционно демонстрирует трепетное отношение к бизнесу сверхкрупному. Почему? Что, на ваш взгляд, следует делать для развития МСБ?

- Это чисто управленческие моменты. Чиновникам гораздо проще в ручном режиме регулировать деятельность пары сотен (а в конечном счете - пары десятков) крупных сырьевых компаний, чем деятельность сотен тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Крупные компании часто имеют прямой доступ к федеральным министерствам, депутатам Госдумы, им легче продвигать свои лоббистские решения. Однако сейчас ситуация начинает меняться. Потенциальные угрозы стабильности госбюджета из-за слишком большой зависимости от экспорта сырья стали реальностью, и у государства нет иного выхода, кроме как создать своеобразную подушку безопасности для населения и бюджета в виде сектора малого и среднего предпринимательства. Он должен стать двигателем экономического роста.

Вторым после ТЭК.

Хотя система регулирования малого и среднего бизнеса в России одна из лучших в мире, мы считаем, что пришло время для ее радикального упрощения. Нужно ввести единую форму - "малое предприятие" - для компаний с числом работников до 60 и с выручкой до 60 миллионов рублей в год. И установить для них единую ставку налогообложения в 6% от оборота. Тех же индивидуальных предпринимателей, которые не используют наемный труд, следует выделить в категорию самозанятых граждан и перевести на патентную систему налогообложения. Последнее предложение уже начало реализовываться3. Правда, пока по техническим причинам не удается завести в патенты страховые платежи, но эту проблему обещают решить в ближайшее время.


- А иностранному бизнесу в России помогаете? И как в нынешней ситуации привлекать в нашу экономику инвесторов?

- Помогаем. Для этого у нас даже есть специальный общественный омбудсмен по защите иностранных инвесторов в России (кстати, есть и общественный омбудсмен по защите прав российских инвесторов за рубежом). Это президент "Деловой России", член Общественной палаты Алексей Репик. Обращений не слишком много, но они есть.

Так, компании В&Со. AmericanEngineering мы помогли уладить старые разногласия с Федеральной службой судебных приставов. Из-за бюрократических проволочек им почти восемь лет не могли перечислить внушительную сумму, которую они выиграли в арбитражном процессе и которая уже находилась на счетах ФССП. Теперь ситуация разрешилась.

Привлечение инвестиций в режиме санкций стало делом более сложным, но оно все равно реально. Бизнес в целом аполитичен, и если в России будут созданы по-настоящему выгодные и удобные условия для инвестиций, то и инвесторы найдутся, несмотря ни на какие санкции. Кроме того, как председатель российской части Российско-китайского комитета мира, дружбы и сотрудничества я, помимо прочего, координирую работу Российско-китайского делового совета (его возглавляет известный бизнесмен Геннадий Тимченко). Его активная работа за последний год позволяет говорить о скором запуске многочисленных проектов китайских инвесторов в России и, наоборот, проектов российских инвесторов в Китае. Сейчас рост экономического сотрудничества между КНР и РФ стал одним из важных стратегических направлений развития российской внешнеторговой деятельности, и в русле этой тенденции мы также рассчитываем на приток инвестиций в нашу страну - уже с восточных рынков. Будет активизироваться сотрудничество с Индией, другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Так что, даже если мы и потеряем часть инвестиций из стран Запада, без инвестиций Россия все равно не останется.


- Куда обращаться тем предпринимателям, которые считают, что их права нарушили? Как решаете, когда вам как омбудсмену следует вмешаться?

- Можно обратиться как к региональным уполномоченным по защите прав предпринимателей (с прошлой осени они есть уже во всех регионах страны), так и непосредственно ко мне. Форма обращения имеется на моем сайте. После поступления обращение проходит два "фильтра": бюрократический - на соответствие формальным признакам (действительно ли это обращение от предпринимателя, а ситуация находится в сфере компетенции бизнес-омбудсмена); и юридический (прав ли предприниматель по существу). Много раз нашими полномочиями пытались воспользоваться бизнесмены, которые, мягко скажем, были не совсем правы в своих претензиях, пытались использовать бизнес-омбудсмена, чтобы прикрыть свои неблаговидные дела. Поэтому юридическая экспертиза обращений - то, чему мы уделяем повышенное внимание. Если обращение проходит эти два фильтра, то человек может рассчитывать на поддержку. - Одним из главных ваших достижений на посту омбудсмена считается амнистия по "предпринимательским" статьям. Вы довольны ее результатами? Как она повлияла на предпринимательскую деятельность и инвестиционный климат?

- Амнистией удалось воспользоваться 2 466 предпринимателям. Это, безусловно, огромный успех. Но гораздо важнее ее символическое значение. Согласившись на специальную амнистию для предпринимателей, государство как бы признало определенные перегибы, которые правоохранительные органы допустили по отношению к бизнесу. Более того, обществу, силовикам, контрольным органам был послан недвусмысленный сигнал, что предприниматели - важная, необходимая часть нашего общества, что они приносят пользу государству и гражданам, что нужно уходить от "презумпции виновности предпринимателя". Этот сигнал был многими услышан: начались реальные изменения к лучшему.


- По поводу полномочий российского бизнес-омбудсмена с самого начала было много дискуссий, нормативная база создавалась нелегко. Хватает ли вам полномочий?

- Как бы то ни было, эта нормативная база создана и успешно действует. Считаю, что в рамках полномочий, определенных законом, деятельность института уполномоченного вполне эффективна. Сейчас ведется разговор о расширении полномочий региональных бизнес-омбудсменов. Они, за исключением права на приостановление муниципальных ненормативных актов, должны стать аналогичными федеральным.

1 Место РФ в общем рейтинге стран с точки зрения легкости ведения бизнеса: 2013 год - 112-е, 2014 - 92-е, 2015 - 62-е.

2 В конце 2014 года закон № 294-ФЗ был дополнен статьей 133 "Единый реестр проверок", предусматривающей поэтапное введение в действие системы учета плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в едином реестре. С 1 июля 2015 года начнет действовать учет федеральных проверок, с 1 июля 2016 года - регионального надзора, с 1 января 2017 года - муниципальных проверок. Оператором единого реестра проверок назначена Генеральная прокуратура РФ. Сведения о результатах контрольных мероприятий будут открытый доступны онлайн.

З В конце 2014 года Госдума приняла законопроект о внесении изменений в статью 346.20 и главу 26.5 Налогового кодекса РФ, предусматривающий механизм выдачи патентов для самозанятых граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. По истечении срока действия патент аннулируется автоматически - без дополнительных действий как со стороны гражданина, так и со стороны налоговых органов. Стоимость патента будут определять на региональном уровне.

Андрей Москаленко, Бизнес-журнал


%MCEPASTEBIN%