Три года мы занимались Национальной предпринимательской инициативой на федеральном уровне. Вся необходимая законодательная база сформирована. Центр тяжести переносится, безусловно, в регионы, и, как следствие, он переносится и в муниципалитеты. Выступая на одном из экономических форумов, наш президент Владимир Владимирович Путин сказал, что улучшение делового климата — это общенациональная задача, которой должны заниматься все: от федерального министра до мэра маленького городка.
Сегодня мы много говорили про эффективность работы региональных команд, понимая при этом, что в команду входит не только и не столько региональная администрация, сколько сумма: региональные администрации плюс федеральные органы исполнительной власти в регионах и муниципалитеты.
Мы всегда понимали, что возможности на уровне муниципалитетов, наверное, были недостаточно проанализированы и осмыслены, и год назад запустили проект «Инвестиционный муниципалитет», чтобы понять, как более системно и серьезно вовлечь в работу местный уровень власти. Есть разные оценки, но я, например, склонен считать, что около 40% барьеров возникает именно на местах. Ведь инвестор, когда строит завод или пусть небольшое предприятие открывает, размещает его на территории конкретного муниципалитета. Мы разговаривали, например, с губернатором Калининградской области [Николаем Цукановым] — так он говорит, что вообще весь инвестиционный климат формируется на местном уровне.
В общем, мнения могут быть разные, но все согласны, что муниципалитеты — очень важный и недостаточно проанализированный уровень и одновременно специфичный. Здесь не может быть единообразных подходов к поддержке бизнеса, как в случае регионального стандарта, требуется некая дифференциация. Мы объявили конкурс на то, чтобы муниципалитеты предлагали свои инвестиционно-управленческие решения, практики по улучшению бизнес-климата на местном уровне, и получили 238 заявок, затем вместе с экспертами провели достаточно жесткий отбор. И в итоге получили труд, который назвали «Сборник управленческих решений». В него вошло 58 практик, 58 конкретных кейсов. Мне кажется, это очень правильный путь — чтобы на темы инвестиционного климата смотреть именно с точки зрения лучших практик. И мы договорились, что этот труд в том числе ляжет в основу конечного продукта, который в недрах АСИ родится, — муниципального стандарта или чего-то другого.
Возвращаясь назад, хочу сказать: из 238 заявок половина практически не содержали никакой информации, и в 30% официальных писем за подписью главы или замглавы администрации, которые мы получили в ответ на объявленный конкурс, говорилось: у нас нет успешных кейсов, нам ответить в общем-то нечего.
Были, впрочем, истории, когда, наоборот, люди [на уровне муниципалитетов] показывали такую работу, которую не всегда не во всех регионах делают губернаторы! Мы увидели, что если во главе города или муниципального района стоит эффективный глава, который заинтересован развивать бизнес, и он работает в тесной координации с региональными властями, то такие муниципалитеты могут становиться точками роста не только своих территорий, но и в целом региона.
Также мы зафиксировали, что у глав муниципалитетов нет достаточных ресурсов. Многие главы в общении говорят неформально: «Промышленный завод на нашей территории — это для нас головная боль, потому что мы из своего же бюджета потом будем финансировать инфраструктуру, из своего бюджета будем решать социальные проблемы работников этого завода, решать проблемы маятниковой миграции. А доля налогов, которые мы заработаем, ничтожно мала. Поэтому какая у нас заинтересованность? Никакой».
В этой связи мы даже предлагали (и это вошло в итоговый доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Юрьевича Титова), чтобы 75% прироста всех налогов от малого и среднего бизнеса оставалось на местах. Ну или другое решение: чтобы при главе региона был создан некий гарантийный фонд, средства от которого по понятным и прозрачным принципам возвращались бы в муниципалитеты в виде дотаций.
На уровне муниципалитетов мы должны добиться того, чего уже однажды вместе добились на региональном. А именно: ментального сдвига — осмысления того, что только через развитие бизнеса мы получим развитие территории. Нужно понимать, что муниципалитеты также должны конкурировать за приход бизнеса именно на его территорию.
Ну и предстоит обсудить, каким по форме должен быть муниципальный стандарт. Наверное, дифференцированным — как минимум напрашиваются три уровня: столица субъекта РФ, муниципальный район и просто город.