Руководство Банка России согласилось со многими предложенными предпринимателями антикризисными мерами, которые позволят увеличить объемы кредитования инвестиционных проектов. Некоторые либеральные послабления могут быть приняты уже в скором времени, но большинство потребует более длительной проработки.
Группа экспертов и предпринимателей во главе с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым в среду провела переговоры с руководством Банка России, которому были предложены срочные антикризисные меры для повышения доступности кредитов производственному корпоративному сектору. В целом глава Центробанка Эльвира Набиуллина и ее заместитель Ксения Юдаева, а также руководители ключевых департаментов, согласились с оценкой предпринимателями текущей ситуации и с тем, что необходимо принимать безотлагательные меры по стабилизации ситуации.
Ввиду повышения ключевой ставки ЦБ до 17% для сдерживания инфляции банки повысили стоимость кредитов с 12-15% до 25-40%. А некоторые системообразующие (ВТБ, Сбербанк. Россельхозбанк, Уралсиб, Газпромбанк) даже стали повышать ставки по уже выданным ранее кредитам. Обесценивание стоимости акций российских компаний привело к дефициту обеспечения по уже действующим кредитам.
Если срочно не предпринять мер, последствия для экономики могут быть не предсказуемы, отмечается в справочном материале Аппарата полномочного представителя президента по защите прав предпринимателей. Кредитование встанет, банки начнут продавать залоговое имущество компаний, последует череда банкротств, общий спад производства. В числе первых жертв значатся отрасли авиаперевозок, машиностроения и строительства. За которыми посыплются остальные.
Как увеличить кредитования бизнеса
Об итогах беседы с руководством ЦБ, о том, какие меры были предложены предпринимателями и какие из них готов одобрить регулятор, рассказал бизнес-омбудсмен Борис Титов.
- Борис Юрьевич, каковы основные результаты ваших переговоров, с чем согласился и с чем нет Центробанк в первую очередь?
- В целом мы встретили понимание со стороны руководства Центробанка в оценке текущей ситуации, увидели активное желание принимать безотлагательные финансовые меры для стабилизации ситуации. Что можно сделать уже сейчас для насыщения ликвидностью коммерческих банков, чтобы они активнее кредитовали малый и средний бизнес. ЦБ готов рассматривать возможность выдачи дополнительных средств по отдельным направлениям. Есть институт беззалогового кредитования под экспорт, есть инструмент рефинансирования кредитов для малого и среднего предпринимательства - 6,5% ставка для них как была так и осталась. Есть инструмент рефинансирования кредитов под инвестиционные проекты под 9%, есть и такой инструмент как военная ипотека. Есть, наконец, средства на эту военную ипотеку. Уже поставлена задача повышения эффективности работы институтов развития, в том числе через развитие системы гарантий АКГ (агентства кредитных гарантий).
- Что именно готов регулятор сделать с этими четырьмя инструментами?
- Банк России сам предложил интересный антикризисный метод. У них по этим четырем инструментам остались резервы в общей сложности до 100 млрд рублей. И они готовы с одного инструмента перебросить средства на более актуальный и востребованный сейчас. Возможно, остатки объединят в отдельный фонд и направят его на наиболее эффективно работающий инструмент. То есть действующие финансовые инструменты для бизнеса будут наращивать. Мы также предложили создать дополнительные активы корпоративного сектора для увеличения срока рефинансирования кредитов по инвестиционным проектам до пяти лет с нынешних полутора. Такие сроки позволят окупать длинные вложения. Пока решения нет, но ЦБ подумает над этим. Это тоже способ насытить корпоративный сектор деньгами для инвестпроектов.
- Что руководители ЦБ сказали вам относительно ключевой ставки – ее будут снижать? Есть ли такая задача, хотя бы в среднесрочной перспективе?
- Пока нет, до стабилизации ситуации с курсом рубля. Но потом уже возможно изменение и ключевой ставке, и соответственно удешевление кредитов коммерческих банков. Они предлагают, чтобы правительство расставило приоритеты по стимулированию отдельных отраслей. Поэтому правительство должно сделать целенаправленные вливания через компенсацию процентной ставки каких-то наиболее уязвимых отраслей. Но и поднимать ставку ЦБ будет только в крайнем случае, если все другие меры не окажут влияния. Пока что никаких ограничительных новых мер ЦБ не планирует.
- Выделение системообразующим банкам триллиона рублей обсуждалось ? Достанется из этого что-то малому и среднему бизнесу.
- Это не обсуждалось, поскольку изначально понятно, что эти средства пойдут на докапитализацию крупного бизнеса. Поэтому мы и делали акцент на других финансовых инструментах. Например, есть предложение ввести дополнительный инструмент на целевое кредитование тех или иных секторов бизнеса под 6-7% через механизм беззалоговых аукционов, которые проводились в кризис 2008 года. Сегодня ЦБ уже разработал правила проведения такого аукциона.
- Какие еще важные предложения?
- Банк России согласен с предложением в целом повысить ставку рефинансирования вслед за ключевой. Почему это важно. Ставка рефинансирования используется при расчете налога на прибыль и НДС, ее можно относить на затраты. То есть разницу между этой ставкой и ключевой ставкой предприятия будут платить из прибыли, которая и без того снизилась. Но на это должно быть решение Минфина, поскольку у него к ставке рефинансирования привязаны субсидии, дотации и многое другое. Эта мера важна, и ее необходимо реализовать.
- Тем более, что на прибыль сейчас уже давит повышение некоторыми банками ставки по уже выданным кредитам, особенно инвесторам, …
- Эльвира Сахипзадовна согласилась с нами, что от этого лучше уйти. Но этот вопрос ЦБ не может решить своим волевым приказом, поскольку все таки это дело рынка. Но согласен с тем, что найти законный механизм ограничения таких аппетитов банков следует на заседаниях совместной рабочей группы. И это мы намерены упорно продвигать.
Другая мера, с которой ЦБ с нами согласился – следует существенно упростить условия и сократить сроки выпуска субординированных займов и облигаций в дополнительные капиталы банков для расчета объема собственных средств. Здесь понадобится некоторое устранение противоречий в законах. Для коммерческих банков это важно в плане увеличения размера собственных средств. Эльвира Набиуллина полностью поддерживает эту инициативу, тем более, что у банка уже есть механизм для выпуска и регистрации новых облигаций в течение трех дней. Регулятор дал срок две недели территориальным управлениям и месяц на центральный аппарат для проработки вопроса. То есть по ощущениям они за месяц постараются принять решение по субординированным облигациям для увеличения размера капитала. Эта мера для стимулирования банков, в то же время для предпринимателей будут подготовлены отдельные меры.
- А что еще регулятор может сделать сам и согласен это сделать?
- Например, предоставить кредитным организациям право не ухудшать оценку качества обслуживания долга по ссуде, предоставленной заемщику и направленной на погашение долга по ссуде. Это необходимо как раз, чтобы банки не начали предъявлять драконовские требования заемщикам в опасении санкций от регулятора. ЦБ готов пойти на мораторий на применение повышающего коэффициента ставки. В прошлом году ввели дифференциацию коэффициентов ставок прежде всего по потребительским кредитам, которые требовали сразу увеличения собственного капитала банков. Сейчас ставки увеличены, за пределы установленных коэффициентов, но ЦБ готов делать для банков послабления, чтобы те не формировали дополнительный резерв. Это тоже дает возможность банкам не тормозить кредитование бизнеса. В рабочем порядке обсуждалась возможность, снятия этих временных ограничений в 2015 году. Регулятор готов их снять.
- О чем еще договорились для бизнеса?
- Мы предложили, чтобы были расширены возможности недавно созданного Агентства кредитных гарантий (АКГ) по предоставлению гарантий ЦБ коммерческим банкам для выдачи кредитов малому бизнесу. Такой механизм действует, но не для малого бизнеса. Это предложение регулятор тоже готов рассмотреть. АКГ будет более сильным инструментом дополнительного рефинансирования из Банка России, что может расширить фондирование для малого бизнеса. Также предложено предусмотреть специальную ставку в 6,5-9% для кредитования уже начатых инвестпроектов в сфере МСП. На это регулятор тоже готов пойти, но с оговоркой, что в этом тоже будет задействованы гарантии АКГ.
- Какие инициативы приняты как спорные?
- Скорее не спорные, но требующие отдельного рассмотрения рабочей группой. Это, например, временное, на два года, разрешение изменения модели отнесения резервов на возможные потери на расходы. Тоже самое и с резервами по сомнительным долгам. Это позволит поддержать стабильность мелких банков, которым в свою очередь не придется отказывать в кредитовании бизнесу. Это смягчение требований к оценкам кредитных рисков. Массовый отток депозитов можно предотвратить смягчением требований к оценкам активов. Но для этого всего необходимо срочно внести и поправки в Налоговый кодекс. Будет проработан и вопрос ускоренного развития рефинансирования коммерческих кредитов по проектному финансированию под залог проектных облигаций. Для этого их следует включить в ломбардный список регулятора, над чем он тоже готов подумать. У нас порядка нескольких десятков пунктов, понятных разве что финансистам, но все они будут обсуждаться.
- С чем руководство ЦБ не согласно категорически?
- Не готовы предоставлять малым банкам беззалоговые валютные кредиты или же кредиты под залог актива малых банков. ЦБ против предоставления рефинансирования банкам под коммерческие кредиты предприятиям, выданные до 1 декабря этого года, по ставке 9,5%. Не хотят запрещать банкам поднимать ставку по выданным ранее кредитам. Посчитали, что из общего объема выданных кредитов лишь 1% будет кредитоваться по ключевой ставке в 17%, что отчасти нивелирует смысл самого ее повышения.
- Но те меры, с которыми регулятор согласился – когда они будут приняты? В лучшем случае только обсуждение начнется после новогодних каникул.
- Мы договорились, что созданная рабочая группа будет действовать буквально со следующего дня, без выходных и новогодних каникул. На это время мы приняли решение от них отказаться. Сроки действительно очень важны, поскольку рынок на грани паники. Ко мне поступает с десяток в день звонков от предпринимателей, которые не знают, как строить свои планы на будущий год и попросту их замораживают.
- Но большинство мер требуют одобрения правительства, согласования с министерствами, прохождение через Госдуму, например – это же может затянуться на год и более.
- Этого допускать никак нельзя, поскольку уже сейчас у предпринимателей складывается впечатление, что власть не знает, что делать и что будет дальше. Поэтому мы предлагаем создать при президенте администрацию развития или антикризисный центр аналогично комиссии по оперативным вопросам, которая была создана при правительстве в кризис 2008 года. Комиссия могла в считанные дни выработать нужные решения, подготовить законопроекты, получить напрямую одобрение главы правительства и президента. Если мы создадим такой центр, то первые неотложные антикризисные меры можно будет принять уже через месяц-другой. Если все затянется на годы, то последствия могут быть катастрофичными.
ФОТО: ТАСС/ СТАНИСЛАВ КРАСИЛЬНИКОВ