24 ноября в рамках III ежегодной конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату», организованной газетой «Ведомости» и Агентством стратегических инициатив, прошел круглый стол «Реформа контрольно-надзорных функций». Модератором дискуссионной площадки выступил президент «Деловой России» Алексей Репик.
В настоящее время отдельные виды контроля и надзора упоминаются в 150 федеральных законах, контрольные процедуры описаны в 200 подзаконных актах. Расходы на финансирование контроля в последние 2,5 года выросли в полтора раза, затраты заинтересованных сторон в 2013 году оцениваются в 117 млрд рублей, потери от зарегулированности отраслей экономики приближаются к 1,1% ВВП.
Президент России поручил правительству подготовить новый закон о государственном и муниципальном контроле (надзоре). При обсуждении проекта закона выявились противоречия в оценке бизнесом его последствий и декларируемых целей законопроекта. Задачей круглого стола было обозначить и зафиксировать позиции предпринимательского сообщества по ключевым спорным моментам, определить основу для проведения согласительных процедур и дальнейшего движения к финальному варианту концепции законопроекта.
Открывая работу площадки Алексей Репик отметил, что административная нагрузка в России – это красный свет для инвесторов, как внутренних, так и внешних.
«Последние два месяца на площадках деловых объединений активно ведётся диалог о необходимости совершенствования системы госконтроля, надзора за бизнесом. Этот конструктивный разговор уже вышел на уровень правительства РФ и, наверное, так или иначе найдет отражение в послании президента РФ федеральному собранию».
По словам модератора, бизнес-среда поддерживает полный отказ от проверок регулирующими органами или создание реестра проверок на неделю, индексирование таких проверок до двух трех – особенно, что касается особо опасных производств. Также есть предложение делать «проверочные каникулы» для тех кто доказал свою благонадежность, свое соответствие нормам правил регулирования которые приняты государством.
«В тоже время есть дискуссионная развилка: принимать решение на федеральном или региональном уровне. Если мы сместим центр тяжести, центр принятия решений, в регион, не приведет ли все это к повышению многообразия проверок? Не окажется ли так, что бизнес запутается в том, что можно и нельзя, и на всякий случай решит, что можно все, главное незаметно», - сказал президент «Деловой России».
Отвечая на вопрос модератора Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области отметил, что, на его взгляд, управлять этими процессами гораздо легче из регионов: и наполняемость казны будет больше и удовлетворенность бизнесменов предпринимательским климатом повысится.
В своем выступлении Анастасия Алехнович, руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте России по защите прав предпринимателей, отметила, что за 2014 год в Госдуму было внесено около 70 законодательных инициатив, касающихся внесений изменений в КоАП РФ: «Причем, 90% из них это увеличение штрафов, расширение ответственности, создание новых административных барьеров для предпринимателей. И только 10% снижают размеры штрафов для предпринимателей и вводят дополнительную ответственность должностных лиц».
По словам Анастасии Алехнович, в Госдуме необходимо уже сейчас организовать работу межфракционной рабочей группы по защите прав предпринимателей для мониторинга инициатив по внесению изменений в КоАП РФ и другие законы, регулирующие КНД с целью недопущения инициатив направленных на ухудшение условий ведения предпринимательской деятельности. Также она предложила внести пакет инициатив по внесению изменений в КоАП, меняющий правила игры для участников КНД уже сейчас, проведя нулевые слушания на площадке ОПРФ. В том числе необходимо дать сигнал всем участникам КНД по радикальной смене подхода, не дожидаясь «пилотов»: отказ от задач карательных в пользу задач по предупреждению и недопущению нарушений.
Алексей Херсонцев, директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России подчеркнул, что важно не только сокращать количество существующих процедур, но и сокращать количество генерируемых новых.
В своей речи Михаил Розенфельд, гендиректор «Новотранс Юг» заметил, что необходимо ускоренное создание единого реестра проверок, который позволит мониторить ход реформы. По его мнению, необходимо создать на уровне правительства, при участии всех общественных объединений предпринимателей, уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей, штаб по оперативному управлению переходом к новой структуре КНД и снижению рисков.
«В качестве инициативы предлагаю на базе некоторых предприятий, в числе которых готов предложить и свою компанию, создать пилотный проект, в котором мы бы могли вместе с разработчиками концепции, аудиторами, экспертами и учеными наше экспериментальное путешествие в будущее «докрутить» в практику самого ближайшего настоящего. Кстати, предлагаю коллегам по бизнесу, сидящим здесь за круглым столом присоединиться. «Спасибо» мы от бизнеса, конечно, не получим, но адекватный механизм выработаем», - заключил Михаил Розенфельд.
--
фотограф Вартан Айрапетян, "Ведомости"