Муниципальные сборы решено вводить максимум по шести видам деятельности – по четырем в торговле и, возможно, по двум в транспортных перевозках. Причем в обозримом будущем эксперимент распространят только в городах федерального значения – сначала в Москве, затем в Санкт-Петербурге и Севастополе. Не исключено, что на очереди – остальные крупные города РФ.
Как заявил «ФедералПресс» вице-президент «Деловой России» Николай Остарков, ничего хорошего в этой инициативе федеральных законодателей он не видит. Более того, «если говорить открыто, то в нашей стране проводится политика по удушению бизнеса».
«Несмотря на четкие указания президента России на то, чтобы чиновничество поддерживало развитие малого и среднего бизнеса, решая, в частности, серьезнейшую проблему импортозамещения, средний предприниматель в очередной раз столкнулся с проблемой, – говорит эксперт. – Есть ложная установка о том, что бизнес должен платить налоги – просто для того, чтобы наполнять бюджет. Но в всем мире в кризисные времена казна наполняется за счет эмиссионной политики, существенные налоги собираются с крупных энергетических компаний. А отношение к малому и среднему бизнесу, как это ни парадоксально, таково, что эти предприятия платят налоги государству «почти добровольно», борясь за капитализацию. А такого, чтобы государство забирало у них последнюю копейку, – нет.
У нас же при увеличении ответственности муниципалитетов, значимости их деятельности есть опасение, что органы местного самоуправления останутся с очень слабыми бюджетами. Во всем мире местная казна пополняется за счет налога с физических лиц, грубо говоря – налогов по месту проживания. Поскольку у нас в стране НДФЛ как такового нет, происходит перенос нагрузки на корпоративное налогообложение фонда заработной платы. А НДФЛ является базовым для местных бюджетов.
Поскольку в России фактически нет персонификации налогообложения, нет и его персонификации на муниципальном уровне. Исходя из такого перекоса, при том что роль муниципалитетов возрастает, чиновники вынуждены искать новые источники для наполнения местного бюджета. Единственный способ, который научилась применять наша власть, – это увеличение различных сборов. Для них логика здесь простая и понятная.
Хорошо, что власть осознает, что ко всем городам разом такую схему применить невозможно. Поэтому пока решили ограничиться Москвой с прицелом на остальные города федерального значения – Санкт-Петербург и Севастополь.
Назвали это дело муниципальным сбором, но это по сути налог. Причем в налоговом законодательстве нашли лазейку, позволяющую муниципалитетам принимать решения о местных сборах.
Смею предположить, что для субъектов малого и среднего бизнеса это обернется следующим. Поскольку речь идет прежде всего о налоговом авансировании, то бизнес попадет в очень жесткую ситуацию, потому что предпринимателей еще в начале года поставят перед выбором – продолжать бизнес или закрываться. Бизнесмены, столкнувшись с ситуацией, когда надо платить сборы заранее, зачастую не смогут спрогнозировать – выживут они или нет. То есть им в начале года придется принимать очень важное решение. Такое изуверское решение со стороны государства по отношению к бизнесу приведет к крайне негативным последствиям. Субъекты предпринимательства лишаются возможности для маневра, их просто ставят перед жестким выбором.
Я не исключаю, что бизнесмены начнут искать некие лазейки в законодательстве. Но это будет сделать очень непросто. Например, главным объектом налогообложения является наличие торговых площадей, а от них никуда не деться. Поэтому уклониться здесь будет очень сложно. Возможно, кто-то пойдет по пути сокращения площадей или начнет работать «вчерную», уйдя в теневой бизнес. Почему первым городом для такого эксперимента стала Москва, сказать сложно. Видимо, в столице проще контролировать малый и средний бизнес».