Сопредседатель Якутского отделения "Деловой России", руководитель ООО «Технологии базальтовых материалов» Егор Жирков, принял участие в обсуждении законопроекта «О территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации».
Мероприятие проходило на площадке Общественной палаты Российской Федерации. До этого проект закона был согласован с 18 федеральными органами исполнительной власти, поддержан главами всех субъектов ДФО, предметно обсужден на площадках разного уровня: от совещаний у Президента и Председателя Правительства, национальных форумов до локальных бизнес-форумов и бизнес-объединений на Дальнем Востоке.
Стоит отметить, что законопроект о ТОР стал первым документом, обсуждаемым в рамках процедуры «нулевого чтения», введенной 2 августа ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Ниже приводим текст выступления Егора Жиркова в Общественной Палате России.
Уважаемые участники общественных слушаний!
Я – Егор Петрович Жирков, являюсь инициатором технологического предпринимательства в Якутии. Один из тех дальневосточников, кому нужен такой новаторский закон.
Скажу три слова – зачем и для чего этот закон о ТОРах; о качестве законопроекта и слово обращения к Общественной палате.
В период почти четверть века – мы во многом растеряли позиции в экономическом развитии. Целый ряд соседних стран по АТР добились заметного прорыва в развитии. Наше замедление и отставание далее недопустимы. Необходимо изменить ситуацию, преодолеть отставание.
Вот для чего нужен новый закон о Территориях опережающего развития.
Сможет ли Дальний Восток стать платформой нового качества развития? – Да, может и обязан.
Триста лет тому назад, на берегу Балтики Петр Первый прорубил окно в Европу и тогда началась новая эра в развитии России.
Сегодня наш лидер Путин призвал открыть Восточные Ворота страны в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Пришло время через Дальний Восток стране открыться и открыть для себя глобальный рынок АТР.
Чтобы на Дальнем Востоке, откуда восходит солнце, появились островки опережающего развития, проявились территории для технологического прорыва – вот зачем нужен новый закон о ТОРах.
Возникают вопросы. Способны ли мы на такое? – Да, без сомнения. Может ли оказаться закон неработающим? – Нет, не будет на этот раз холостого выстрела.
Насчет российского потенциала, которые проявят себя благодаря новому закону скажу следующее.
Например, на Дальнем Востоке, в столице Республики Саха в последние пять лет сформирован Центр компетенции по базальтокомпозитному направлению.
На базе отечественных хай-тек освоены высокие технологии, организованы пилотные производства, появляется первый в стране (в гражданском секторе экономики) вертикально интегрированный комплекс – от добычи сырья, выработки базового полупродукта до конечных видов продукции с высокой добавленной стоимостью.
Появился инновационный продукт – базальтокомпозитная арматура, который мы выпускаем около 2 лет. Этот уникальный локальный продукт является мировой новинкой, способен достойно представить нашу страну на глобальном рынке стран АТР.
Кстати, буквально недавно наш продукт первым получил сертификат соответствия новому ГОСТ «Арматура композитная для армирования бетонных конструкций». ГОСТ, который введен в действие только в начале текущего года.
И теперь нам нужен именно такой закон о ТОРах. У нас есть уверенность – что мы и пара десятков новых резидентов сможем создать новые высокотехнологические производства, создать новый дальневосточный сегмент отрасли композиционных материалов, конструкций и изделий из них.
На основе нового закона, через целенаправленную политику МинВостокРазвития появятся специализированные ТОРы технологического предпринимательства, в том числе – надеемся и к чему стремимся, в числе первых – ТОР «Композитный кластер» в Якутии. Нужна Ваша поддержка.
В чём разница ситуации без ТОРа и с ТОРом.
Без закона о ТОРах – есть и будут единичные производства, которые на грани выживания.
С ТОРом – расширим и масштабируем производства, создадим целый сегмент высокотехнологической отрасли. Два десятка новых резидентов с 3-4 тысячами высококвалифицированных рабочих мест обеспечат выпуск продукции порядка 10 млрд. рублей через 10 лет.
С ТОРом закрепим лидерство России не только в базальтокомпозитных технологиях, но и как производителя и продавца инновационной продукции.
В ситуации без ТОРа продолжится давление налогов и сборов на уровне 30-32% от выручки, высокие и непосильные тарифы, дороговизна кредитных ресурсов при их малодоступности. Все это не позволяет нашим начатым начинаниям малого и среднего бизнеса развернуться, стать на ноги, части элементарно выжить, выйти на объёмы производства, без чего невозможно рассчитаться с кредитами и окупить инвестиции.
Наши в Якутии расчеты показывают, что значимые для бизнеса экономические показатели в условиях ТОРа улучшатся на 20-30%.
Срок окупаемости вложений на создание новых производств снизится на 2-2,5 года. Это значимо. От 7-8 лет до 5-6 лет для производственного бизнеса.
Вот каков ожидаемый эффект от введения в действие закона о ТОРах.
Теперь о качестве законопроекта. Обсуждаемый сегодня проект федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и на отдельных территориях страны» - это тот редкий случай, когда можно сказать о качественном законопроекте.
Поверьте мне, человеку с опытом законодательного творчества – был активным депутатом ГосДумы, третий раз являюсь депутатом республиканского парламента.
Чем отличается законопроект о ТОРах?
Во-первых, хорошим уровнем продуманности, отвечает главной задаче, сформулированной Путиным в Послании 12 декабря 2013 г.
Во-вторых, в этом проекте нового закона, несмотря на то, что он является базовым, четко отработаны и детально представлены механизмы применения законоположений.
И, наконец, обращу Ваше внимание на редкую особенность законопроекта – в громадном массиве российских законов это редчайший случай, когда в глаза бросается неординарность и новаторский характер закона о ТОРах.
Конечно, законодатели в ГосДуме внесут свои уточнения и улучшения в формулировках.
В недавних разговорах с опытными депутатами ГосДумы и членами Совета Федерации, в которых я участвовал, говорилось о том, чтобы в статье 18 пункт третий был поправлен положением с такой конструкцией, как в аналогичных статьях: «действуют положения соответствующего федерального закона (в данном случае ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях лицам, работающим в районах Крайнего Севера»), за исключением условий, установленных настоящим законом. Тогда не будет ухудшения, будут сохранены и закреплены стимулы.
В целом, это качественно подготовленный законопроект, нужный стране и её Дальнему Востоку.
Закон даст новый импульс для организации и стимулирования опережающего экономического развития. Закон крайне необходим.
В завершении, обращаюсь в Вам – уважаемым людям, представляющим Общественную Палату России с призывом решительно сказать слово «нет» - дальнейшему отставанию страны.
Скажите сегодня трижды « ДА ».
Да – прорывному экономическому развитию России.
Да – действенному механизму обеспечения приоритетности Дальнего Востока страны.
Да – скорейшему принятию закона о ТОРах, его вступлению в действие до 12 декабря сего года.
Именно 12 декабря 2013 года наш президент Путин в своем Послании поставил задачу
«создать на Дальнем Востоке и Восточной Сибири сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств».
Уверен, что Общественная Палата, Государственная Дума и Совет Федерации поддержат новый закон, дадут свой старт опережающему экономическому развитию России!
Благодарю за внимание.
Егор Петрович Жирков. 30 октября 2014 г.