О том, необходимы ли будущим рабочим фундаментальные науки и чего, с точки зрения работодателей, реально не хватает в программах их обучения, "МК" рассказал сопредседатель "Деловой России" Алексей Репик.
- Алексей Евгеньевич, чего, по мнению работодателей, не хватает нашей системе профобразования?
- Бизнес сегодня иногда вынужден брать на себя и образовательную функцию, ведь от того, насколько качественно мы обучим работать того же лаборанта-микробиолога или инженера-микробиолога, завтра будет зависеть наша конкурентоспособность, и прежде всего, будут ли наши лекарства так же эффективны, как экспортируемые. С точки зрения перспективы развития высокотехнологической отрасли такого рода вопросы вообще не должны стоять.
Кроме того, производительность труда по рабочим профессиям в России существенно ниже, чем в наиболее развитых странах мира: по ряду отраслей, например, она составляет 15-25% от уровня США. А лимитирует как темпы, так и направления развития нашей промышленности нынешний уровень профподготовки. Очень многие высокотехнологичные проекты буксуют, а то и не реализуются вовсе именно из-за нехватки рабочих рук нужной квалификации. Да и фактор наличия трудовых ресурсов все чаще становится решающим в процессе принятия инвестором решения о локализации производственных процессов.
- Раз все так серьезно, то свое слово, наверное, должно сказать государство?
- Государство при поддержке бизнеса уже предпринимает целенаправленные шаги к реформированию существующей системы профессионального образования. При должном уровне реализации эти реформы позволят значительно улучшить не только ситуацию на рынке труда, но и инвестиционную привлекательность многих российских регионов. Начиная с этого года на условиях частно-государственного партнерства у нас в стране стартовала программа дуального образования, уже лет двадцать успешно внедряемая в Германии. Правда, у нас она пока носит экспериментальный характер.
- В чем суть этого эксперимента?
- Дуальное образование направлено на параллельное проведение теоретического и практического курсов. Практическая часть подготовки проходит на рабочем месте или оборудованном "под завод" учебном корпусе, а теоретическая часть - на базе образовательной организации. В целом дуальное обучение похоже на прикладной бакалавриат, но только для среднего профессионального образования. Говоря проще, это возможность получать техническую специальность на предприятии, проводя до 80% времени "у станка", а не за партой.
- Когда и где будет запущен этот проект? Сколько студентов пройдут программы дуального образования первыми?
- Готовить технических специалистов по дуальной системе в России начнут с сентября этого года. Агентством стратегических инициатив (АСИ) в рамках развития Национальной системы компетенций и квалификаций уже подготовлена "Дорожная карта по внедрению системы дуального обучения в регионах России". Ландшафт дуального образования также определен. В этом году эксперимент начнется с Ярославской, Калужской, Ульяновской областей, в Красноярском и Пермском краях.
- Кто финансирует эту программу - регионы или бизнес?
- Дуальное образование предполагает совместное финансирование программ подготовки высококвалифицированного персонала предприятиями и местными органами власти, заинтересованными в развитии рынка труда и экономики своего региона. Такая кооперация и партнерство оправданны, ведь в достижении результата заинтересованы все: чтобы привлечь в качестве инвесторов технологичные компании, регионам надо инвестировать в подготовку кадров; бизнес получит высококвалифицированных рабочих; а главное, преодолевается разрыв между требованиями современного производства и системой подготовки рабочих кадров.
--
Марина Лемуткина, МК