Новости

Налоговое «наступление» на бизнес может быть осуществлено одновременно с двух сторон

Председатель Совета пермского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Дмитрий Теплов: Министерство финансов РФ выступило с целым рядом инициатив, которые, по оценкам чиновников, дадут государству дополнительные средства объемом около 400 миллиардов рублей.


Это, во-первых, повышение после 2018 года НДС и подоходного налога на 2 процентных пункта - до 20 и 15%, соответственно. Во-вторых, концептуально одобренные правительством введение с 2015 года налога с продаж в размере 3% и отмена верхнего порога отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования.


Очевидно, что новые налоговые инициативы в случае их утверждения приведут к увеличению финансовой нагрузки на бизнес, особенно, в обрабатывающей промышленности. Ситуацию ухудшит также подорожание кредитов для предприятий, а оно непременно произойдет, следуя за увеличением Центробанком ключевой ставки с 7,5 до 8%.


Сегодняшнюю ситуацию в экономике – период стагнации – по ряду показателей, которые демонстрируют производственные предприятия, можно сравнить с 2008-2009-м кризисными годами. Однако тогда был разработан и применен ряд эффективных антикризисных мер: снижение ставки налога на прибыль и изменения в порядке уплаты НДС. Это позволило многим остаться на плаву и пережить кризис без серьезных потерь, однако сейчас дефицит бюджета планируется восполнить именно за счет средств реального сектора, который, очевидно, из-за новых налоговых реалий начнет сокращать объемы производства и инвестиций.


«Меньшим злом» в данной ситуации мог бы быть дифференцированный подход применения новых налоговых инициатив: например, если от них были бы ограждены обрабатывающие производства. Они сегодня, как никакие другие, нуждаются в средствах для модернизации и наращивания производственных мощностей.


Принципиально иным решением для восполнения бюджетного дефицита могло бы стать сокращение расходов государства на поддержание некоторых своих функций, но такой подход, видимо, чиновниками не рассматривался.


Не исключено, что налоговое «наступление» на бизнес будет осуществлено одновременно с двух сторон - федеральная налоговая нагрузка может быть дополнена региональной. На уровне Пермского края тоже обсуждается вопрос о возможной отмене льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество. Конечно, это вызывает вопросы – у предпринимателей нет уверенности, что усилия федеральной и краевой власти, направленные на пополнение бюджетов, будут между собой скоординированы.


Сама налоговая система сегодня нуждается в кардинальном пересмотре – в своем нынешнем виде она не стимулирует развития бизнеса, а наоборот, ставит его все в более и более трудные условия.


Пополнение налоговой базы в регионах необходимо в первую очередь стимулировать на уровне муниципалитетов – на том уровне, где действует и развивается бизнес. Но бОльшая часть налогов уходит сегодня в федеральный и региональный центры, и получается, что, чем больше налогов будет собрано, тем больше их уйдет, они не останутся в муниципалитете и не будут на него работать. Поэтому у глав муниципалитетов нет прямой заинтересованности в работе с инвесторами, как внешними, так и внутренними, на своей территории, и задачи такой зачастую у них также нет.


Налоговая реформа в муниципалитетах разных уровней (муниципальных районах, поселениях) позволила бы активизировать работу по привлечению инвестиций в муниципалитеты – а это необходимо, потому как самые насущные вопросы для инвесторов: земельные, инфраструктурные и кадровые - решаются именно на муниципальном уровне.


Все эти проблемы и способы их решения сейчас обсуждаются в Пермском крае, а осенью итоги будут вынесены на целый ряд форумов и мероприятий, которые пройдут под эгидой «Деловой России».


Главная задача сейчас – консолидироваться и обратить внимание чиновников на то, что предлагаемые ими меры - слишком высокая цена, уплатив которую, государство не гарантирует решения своих проблем.


--

Источник:

Business-Class