Среди задач Ассоциации - контроль в сфере государственных закупок и расширение возможностей участия в них малого и среднего бизнеса. Это направление работы будет курировать руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по разработке «дорожной карты» «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», член ОПРФ и Координационного совета «Деловой России» Сергей Фахретдинов.
«Объем российского рынка госзакупок (с учетом естественных монополий и компаний с государственным участием) в 2013 году составил 13,9 трлн. рублей, - отмечает Сергей Фахретдинов. - Это почти четвертая часть номинального объема ВВП. Система ориентирована на интересы крупного бизнеса, в первую очередь, на аффилированные или дочерние компании заказчиков. Мы не умаляем их значения в развитии масштабных инфраструктурных проектов, связанных с безопасностью граждан в различных отраслях. Но можно констатировать: малый и средний бизнес в госзакупках практически не представлен».
В чем причины этого явления и как можно изменить состояние дел, учредители ассоциации обсудили в ходе секции «Общественный контроль в сфере госзакупок». Участники дискуссии – представители общественных объединений, госкомпаний, а также регулирующих органов отметили, что сложности существуют как со стороны государственных заказчиков, так и исполнителей.
Госзаказчик часто сталкивается с демпингом фирм-однодневок, низкой квалификацией их работников, экономией на технологиях и низким качеством работ. Доступ малого и среднего бизнеса к госзакупкам осложняется непрозрачностью системы и административными барьерами.
Сейчас доля субъектов малого и среднего бизнеса в прямых закупках в госсекторе ничтожно мала: не более 2%. В то же время, формируется позитивный тренд: общество, государство и бизнес начали договариваться о «правилах игры», совместно развивать систему общественного контроля.
Важным элементом в этой сфере стала утвержденная Правительством Российской Федерации «дорожная карта» по расширению доступа малого и среднего бизнеса к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с госучастием. В соответствии с этим документом малые и средние предприятия уже к 2015 году смогут получить доступ к 10% от общего объема закупок крупнейших государственных компаний и целый ряд других преференций и инструментов развития.
Участники дискуссии особо отметили необходимость разработки и внедрения обучающих программ и создания института квалифицированных экспертов. Прозвучали идеи о том, что обучающие функции могли бы взять на себя крупные госкорпорации, заинтересованные в развитии конкурентной среды. А в сети Интернет следует создать открытый реестр независимых экспертов в сфере общественного контроля закупочной деятельности.
По их мнению, потенциал развития системы общественного контроля в сфере госзакупок еще далеко не исчерпан. И в этой связи большие надежды возлагаются на Российскую ассоциацию общественного контроля, которая должна стать базовой площадкой, обеспечивающей консолидацию усилий всех основных институтов гражданского общества. РАОК планирует координировать действия общественных советов, объединений граждан, бизнес-ассоциаций, федеральных и региональных органов власти в сфере развития общественного контроля; придавать их работе логику, системность и обеспечивать нацеленность на результат.
--
Подготовлено совместно с пресс-службой ГК «Рускомпозит»