Новости

Бизнес пора спасать

Для сохранения потенциала российского бизнеса и его дальнейшего развития необходимо ввести налоговые и другие стимулы, организовать проектное финансирование и оградить предпринимателей от растущего давления государства. Эти и другие меры по улучшению деловой среды предложит президенту бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он также озвучил идею создания Администрации развития под руководством вице-премьера.


Первый годовой доклад бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту страны о состоянии бизнеса будет знаковым по нескольким причинам. Во-первых, до сих пор не найдены верные способы преодоления экономического спада. Во-вторых, рецессия может усугубиться в связи с введением новых экономических санкций против России, что непременно ударит не только по более устойчивому крупному бизнесу, но и по среднему. Наконец, в России, хотя и приняты ряд либеральных инициатив и созданы институты содействия развитию бизнеса, но упущено главное достижение пятилетней давности – силовики и надзорные органы вновь взялись выкручивать руки предпринимателям.


Диагноз неутешительный

Проект доклада составлен на основе экспертных консультаций, многочисленных исследований основных бизнес-организаций России – ТПП, РСПП, «Деловой России» и «ОПОРы России». Сейчас он дорабатывается и вскоре будет представлен президенту Владимиру Путину. В предисловии предприниматели ставят диагноз: экономика стагнирует, спад инвестиций достиг критической отметки и именно в этом причина нулевого экономического роста. В условиях неопределенности бизнес предпочитает не вкладывать, а сберегать, причем преимущественно за рубежом. Рейтинговые агентства Fitch и S&P ухудшили прогноз страны со «стабильного» на «негативный», индекс деловой активности снизился с 52 пунктов в прошлом году до 48,8 в нынешнем. При этом число предприятий продолжает год от года снижаться. Только индивидуальных предпринимателей в прошлом году стало меньше на 700 тысяч, или на 14% по сравнению с 2011 годом. По данным Росстата, динамика прибыли в экономике в целом снизилась в прошлом году на 20% по сравнению с 2012-м, в добывающих отраслях почти на 10%, а в обрабатывающих почти на 35%. Убытки российского бизнеса при этом увеличились в 1,3 раза в прошлом году. Резкий спад производства в частном секторе привел к снижению более чем в 2,5 раза поступлений налога на прибыль по сравнению с 2006-м годом и как следствие – к дефициту региональных бюджетов в размере 650 млрд рублей. В итоге призывы федеральных властей стимулировать инвестиционный климат на местах находят все меньше откликов в регионах.


Банки душат производство

Деловое сообщество тревожит все большее огосударствление экономики. Премьер-министр Дмитрий Медведев, отчитываясь о работе правительства, отметил, что рост промышленного производства в 2013 году составил всего 0,4%, но уже в I квартале этого года – 1,1%, то есть улучшился. Но тут же находится одно из объяснений позитивному тренду: объём продукции, который произведён в ОПК, вырос на 13,5%, по отдельным отраслям (радиоэлектроника, авиационная промышленность) рост ещё более значителен – до четверти от мощности, экспорт продукции военного назначения достиг рекордной суммы – 15,74 млрд долларов.

Следует вспомнить, что еще десять лет назад мы имели рекордный рост в ВВП (6,8%) в 2003 году за счет роста нескольких сотен средних компаний с оборотом в 200-300 млн долларов. Именно развитие частного бизнеса дало широкое развитие внутреннего производства, а теперь мы имеем обратную динамику, то есть утрачиваем достижения инвестиционного бума начала и середины нулевых. В итоге уже в 2012 году совокупная прибыль всего малого и среднего бизнеса, по данным Росстата, была сопоставима с прибылью «Газпрома». С 2006 года по 2012-й доля государственного «бизнеса» в ТОП-400 ведущих компаний увеличилась с 41% до 50, в нефтегазовом секторе – с 43% до 53%. А больший рост показал банковский сектор, где доля активов государства увеличилась с 40% до 61%. И сейчас эта тенденция продолжает усиливаться за счет массового отзыва лицензий Центробанком.


«Доклад бизнес-омбудсмена бы выглядел более актуальным, если бы в нем были учтены нынешние условия, связанные с санкциями и ужесточением геополитики, - говорит Михаил Ершов, старший вице-президент Росбанка. - У нас сейчас все столкнутся с проблемой рефинансирования занятых за рубежом длинных денег, и проблема будет обостряться, а значит инвестиций станет еще меньше, может начаться череда банкротств. Поскольку за рубежом можно было получить на 30 лет кредиты, а у нас только на 5 лет. Поэтому предлагаю сосредоточиться все-таки на политике Центробанка. Летом прошлого года ему вменили новую функцию – отвечать за развитие экономики. Но этого явно не происходит, ЦБ продолжает таргетировать инфляцию, для чего повышает ставку рефинансирования».


«Сейчас непременно упадут реальные доходы населения ввиду снижения производства, и количество плохих кредитов превысит критический уровень, - считает Дмитрий Белоусов, руководитель направления макро-экономики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. – Благодаря политике Центробанка у нас начнется бум банкротств. Поэтому рост экономики в 1-3% для нас уже кризис. Посмотрите, по регионам уже налог на прибыль резко сократился. Поэтому в докладе первым делом надо говорить о процентной политике ЦБ. В прошлом году ключевая ставка была 5,5%, потом подняли до 7%, затем до 7,5%. И все это ради сдерживания инфляции в 6%. Ну давайте натянем инфляцию до 5% - вовсе встанет то, что еще шевелится».


Уже в июне этого года правительство планирует завершить создание гарантийного фонда в 50 млрд рублей для выдачи гарантов по кредитам для малых и средних предприятий. Кроме того, на субсидирование процентов по кредитам и займам из федерального бюджета было направлено 75 млрд рублей. Впрочем, при этом задолженность по субсидированию инвестиционных кредитов составляет более 18 млрд рублей, а длинных денег для производства так и не появилось.


Эти меры в деловых кругах считают недостаточными, поэтому Борис Титов намерен предложить в своем докладе создание системы проектного финансирования.

«Мы предлагаем обеспечить доступ среднего и малого бизнеса к длинным деньгам за счет создания финансовых организаций проектного развития, требования к которым со стороны Центробанка будут намного мягче, чем к обычным банкам, - говорит Борис Титов. – Тогда они не будут бояться кредитовать малый и средний бизнес. Таким образом, мы в перспективе сможем создать стимулы для роста компаний: чем больше компания становится и чем больше у нее оборот, тем большую доходность она сможет получить за счет системы стимулов».


Коррекция экономической модели

Вообще основная идея доклада бизнес-омбудсмена – это концентрация правительства на стимулировании бизнеса. Только так, считают предприниматели, можно остановить уход бизнес в тень. По данным «Деловой России» и РСПП, сейчас около 51% малого бизнеса работают нелегально, большая часть среднего платит налоги в конвертах и вместе с крупным держит солидные средства в офшорах. То есть государство не видит реальных масштабов экономики.


«До сих пор у нас в приоритете была идея финансово-макроэкономической стабилизации. Она безусловно помогла, но теперь мы видим, что она не ведет к развитию производств, поскольку не дает новых стимулов, - говорит Борис Титов. - Мы считаем, что проведение кардинальных структурных реформ также преждевременно. Оно необходимо, но не сейчас. Пока что лучше разогреть экономику за сет создания новых стимулов для ведения бизнеса. В условиях, когда риски по-прежнему высоки, а доходность резко упала, структурные реформы могут только привести к стагнации. Наше основное предложение – не экономическая революция, а создание новых стимулов».


Ранее с подачи «Деловой России» президент и правительство уже объявили о целевом показателе выхода из кризиса – это создание 25 млн новых высокопроизводительных рабочих мест. Но пока нет ответа на вопрос: кто и как их создаст? Зарплаты в госсекторе растут быстрее, чем в частном, где местами образовался кадровый голод. Чтобы нашей экономике быть конкурентоспособной, производительность труда необходимо увеличить минимум в три раза, при том что износ основных фондов уже превысил 50%.


Пока что из видимых перспектив – это территории опережающего развития, которые будут создавать на Дальнем Востоке при общей налоговой нагрузке на предприятия не более 9-10% и больших вложениях государства в инфраструктуру. Но это дело относительно далекого будущего, а в ближайшие год-два оживить производство в частном секторе можно будет за счет налоговых стимулов для всех производств. Среди предложений бизнес-омбудсмена снова на один из первых планов выходит так называемая программа «15/15/15» – предложение по налоговой оптимизации. Предлагается установить ставку в 15% по НДФЛ (для тех, чьи доходы свыше 300 тысяч рублей в месяц), 15% - налог на прибыль и самое главное 15% - все страховые сборы. Кроме того, речь идет и о том, чтобы активнее включать в экономический оборот незарегистрированную собственность. Основная идея – повысить налоги для обеспеченных, чтобы было больше резервов для налоговых стимулов для новых производств.


«Вообще эта программа уже была представлена в правительство, они из нее взяли то, что им понравилось и пропустили все остальное, - пояснила «Эксперт Online» руководитель налогового департамента «Деловой России» Марина Зайкова. – В частности, ввели поэтапное повышение акцизов на табак и алкоголь, уровняли акцизы по нефти и газу, а стимулов для производителей не ввели. Но откуда возьмутся миллионы новых рабочих мест? Надо либо давать льготы по страховым взносам, чтобы был стимул привлекать новых работников, либо давать существенные льготы на приобретение высокопроизводительного оборудования».

Среди других идей делового сообщества, уже принятых правительством в качестве антикризисной меры – это финансирование крупных инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния в 300 млрд рублей. Это строительство Центральной кольцевой автодороги, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.


«Вызывает сомнение идея с инфраструктурными проектами за счет резервного фонда, - говорит Андрей Нечаев, экс-министр министр экономики, председатель партии «Гражданская инициатива». Известно же, например, что все инвестпрограммы «Газпрома» делают три человека: выигрывают тендеры, берут 20-30 процентов и отдают на субподряды. Оживит ли это экономику?»


«Инфраструктурные объекты все равно дадут эффект: это стимулирование спроса на стройматериалы, услуги и прочее, - оппонирует Борис Титов. - Они все равно будут привлекать малый и средний бизнес. Но мы в докладе отметим, что эти проекты не должны стать достоянием только двух-трех крупных компаний».


Наконец, чтобы все предложенные стимулы заработали и добиться нужных эффектов Титов предлагает создать при правительстве «Администрацию развития», которая будет отвечать за реализацию новых инвестиционных проектов и руководить которой будет чиновник от бизнеса в ранге не меньше вице-премьера.


«В целом речь идет о целом комплексе мер по стимулированию инвестиций, это предполагает коррекцию экономической модели, - пояснил «Эксперт Online» Борис Титов. – И вот когда этот процесс будет запущен, то понадобится структура по управлению им. Минэкономразвития должно заниматься макроэкономикой, созданием общей среды для благоприятного ведения бизнеса. Трудно отвечать за рост ВВП и при этом создавать новые производства. Минфин и вовсе занят обеспечением бюджета, он подавно не готов рисковать для развития бизнеса. А вот Администрация развития будет как раз отвечать за техническое исполнение и привлечение инвесторов. Высокий пост его руководителю нужен, чтобы иметь полномочия отстаивать интересы бизнеса в споре с другими ведомствами».


Кошмар бизнеса возвращается

Наконец, традиционным предложением бизнес-омбудсмена станет снижение силового давления на бизнес. В прошлом году оно резко усилилось, что в условиях кризиса особенно губительно для экономики. По данным «Деловой России», в прошлом году было возбуждено 114, 5 тысяч уголовных дел по мошенничеству, что на 23,5 тысяч больше, чем годом ранее.


«В итоге получается, что доходность бизнеса у нас резко упала, а риски остаются прежними, - говорит Борис Титов. - В девяностые мы хоть с ножами под подушкой спали, но рисковать было выгодно, а сейчас нет».


При этом только четверть уголовных дел по факту мошенничества доходят до суда, а по налоговым преступлениям закрывается каждое второе. Это значит, что возбуждение дел является одним из инструментов отъема бизнеса, что отпугивает потенциальных инвесторов и заставляет действующих «эвакуироваться» из страны.


«Очень важно, донести до президента угрожающие масштабы силового давления, - говорит Евгений Ясин, научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Потому что глава Следственного комитета подходит к нему и говорит: они хотят только урвать, всех надо сажать. И если вы не донесете обратное мнение, то и политика в отношении бизнеса будет ужесточаться. Что произошло, когда Медведев реформировал полицию или отделяли Следственный комитет? Сначала силовики думали, что их сдают, потом решили обороняться, а теперь взяли снова верх. Этот центр тяжести надо сместить снова».


В прошлом году число проверок надзорными органами предприятий МСП составило 2,7 млн, из них 46% были внеплановые. По подсчетам делового сообщества, на чрезмерном контроле государство и бизнес теряют 1,8% ВВП.


«Можно сколько угодно снижать налоги, но смысла развивать бизнес не будет, когда предприниматель знает, что ему дают заработать, чтобы потом забрать бизнес», - говорит Дмитрий Белоусов.


Экспертов беспокоит, что в результате всех злоключений и несправедливого отношения в целом со стороны государства к бизнесу, падает предпринимательская инициатива. Из опрошенных ВЦИОМ студентов экономических вузов только 2% изъявили желание открыть свое дело. Остальные предпочитают работу в госкомпаниях и госучреждениях. А значит, если не остановить резкий откат назад в вопросе поддержки бизнеса, то уже скоро предпринимательство в России начнет вымирать как класс.


--

«Expert Online» 05 май 2014