Несмотря на предпринимаемые руководством страны меры, ситуация для малого и среднего бизнеса складывается печально. То, что предприниматели все-таки продолжают двигаться вперед, говорит о том, что бизнес-сообщество пытается найти пути решения накопившихся проблем. О том, как живется предпринимателям, занятым в сфере производства, в интервью «АБ» рассказал предприниматель из Алдана, директор ООО ГРО «Недра», член «Деловой России» Николай Девятых.
- Занятие бизнесом в сфере производства в настоящее нестабильное, макроэкономическое время само по себе нелегко и рискованно, особенно в дальневосточных регионах. Трудностей хватает. В основном это неисполнение или однобокое исполнение, а иногда и латентное игнорирование законов РФ со стороны чиновников в федеральных и муниципальных органах власти. Да и сами предприниматели тоже не без греха - для устранения административных барьеров и ускорения процессов прибегают к упрощенной, как им кажется, коррупционной схеме. Также не упрощают жизнь бизнесу ежегодная смена КБК реквизитов налоговой, что создает большую путаницу в отчетности; закрытость информации о федеральных и муниципальных имущественных ресурсах; отсутствие профессиональных специалистов; безответственность; неразвитость инфраструктуры и дорог.
Информационную доступность - людям
Когда-то Черчилль сказал: «Тот, кто владеет первой информацией, тот владеет миром». Это к тому, чтопостоянно сталкиваюсь с неполной информацией, а иногда и с ее отсутствием, о федеральных и муниципальных ресурсах, подлежащих реализации, которые имеют коммерческую ценность: движимое и недвижимое имущество, а также торги, конкурсы, аукционы с привлекательными лотами. Все самое ценное и интересное распределяется задолго до публикации в реестре на сайтах, и именно на такой информации частенько греют руки чиновники разного уровня, выкладывая либо устаревшую информацию, либо коммерчески непривлекательную, особенно по земельным вопросам!Естественно, это вызывает у предпринимательского сообщества недоверие к власти иприводит бизнесменовк поиску коррупционных схем в процессе приобретения того или иного ресурса. Как говорят, а что делать? Простой в бизнесе - это смерть.
Убедитесь в правоте моих слов - зайдите на интернет-портал Росимущества и увидите только ложки, вилки да чайники, иногда старый, ни на что не пригодный автомобиль, а вот ликвидное имущество реализуется уже на стадии получения и обработкидокументов по отработанной коррупционной схеме. Такой подход тормозит развитие предпринимательства и привлечение инвестиций.
Необходимо провести тотальный учет и создать открытый и доступный, без всяких замороченных ссылок интернет-портал, с реестром всех ресурсов федерального и муниципального значения с разделами: 1. Занято и кем именно. 2. Свободно и когда реализация. 3. Предложение, право аренды или арендуется. 4. Невыясненные или в процессе высвобождения. А за скрытие или задержку представления информации о ресурсах чиновники обязаны нести финансовую ответственность перед предпринимателями и гражданами РФ, и не какой-то мизерный штраф в размере 5 000 рублей, а соответствующий двукратной стоимости имущества - умышленно скрытого или реализованного коррупционным путем.
Хотяна федеральных порталах в последнийгодстало больше информации по существующим и интересным лотам, это вселяет надежду на лучшее будущее предпринимательского сообщества России.
Обязательное страхование государственной и бизнес-ответственности даст уверенность в завтрашнем дне
Вообще, ответственность за невыполненные обязательства перед бизнесом должны нести все, в том числе государственные и муниципальные структуры, и предприниматели друг перед другом. Пример: предприниматель потерял время, упустил доход по вине чиновника в результате его неправомерных действий или бездействия, тогда из страхового фонда выплачивается компенсация упущенной выгоды, а с чиновника удерживается и возвращается в страховой фонд. Или, скажем, если между юрлицами заключен договор на сумму больше 100 тысяч, то он обязательно должен быть застрахован по принципу ОСАГО. Если одна из сторон в срок не произвела оплату по договорным обязательствам, то убытки покрывает страховая компания. Я всегда это говорил, сейчас же это становится еще актуальнее в связс с банкротством ряда предприятий, связанных со строительством железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск, таких как ООО «Сахатрансмеханизация», «Проекттранстрой». В стадии банкротства ООО «Корпорация «Трансстрой-Восток», ООО «Северовостоктрансстрой» и другие компании Якутии, работавшие на субподрядах, в том числе и наше предприятие понесло убытков по всем смежникам более 14 миллионов рублей, а долг самого «Трансстрой-Востока» перед нами - более 6 млн рублей.
В этом случае, чтобы остановить процесс цепной реакции банкротства и найти выход из создавшейся ситуации, требуется политическая воля Президента и Правительства РС (Я), так как за каждым предприятием это потерянные доходы, люди, оставшиеся без заработной платы, бюджет, не получивший налоги, это социальная проблема республиканского значения.
Специфика строительства
Вообще, сама отрасль производства и строительство отличаются тем, что в настоящее время спрогнозировать и спланировать деятельность на ближайшее 2-3 года рискованно по причине нестабильности экономических процессов в России. Это связано с системой госзакупок, так как основной заказчик крупных проектов - это государственные и муниципальные структуры.И нет уверенности в том, что выиграешь торги на объемы работ, а чтобы содержать технику, оборудование и удерживать специалистов от ухода, требуются постоянные финансы, и неизвестно, когда приступишь к следующей работе. Проблем на производстве много: это и недобросовестные заказчики, поставщики, административные барьеры, надзорные органы, и недостатоквысококвалифицированных рабочих кадров, ИТР. В такие моменты бизнес стоит перед выбором что ему делать – сократить производство, сократить людей или сократить фонд заработной платы? Или вообще заняться спекулятивной деятельностью - там проще.
Кадры решают
Проблема нехватки высококвалифицированных кадров – общая для всех. Профессионалы покидают пределы республики и уезжают в мегаполисы или за границу по приглашению или сами в поисках высоких заработков, также происходит отток и других специалистов - врачей, юристов, бухгалтеров, инженеров. Их переманивают крупные компании Москвы и других регионов. Привлечь специалистов в наши суровые климатические условия сложно, для этого требуются дополнительные стимулирующие ресурсы, а у якутского малого и среднего предпринимателя их нет. Я говорю о производственной сфере деятельности, и здесь требуются усилия Правительства РС (Я) найти ресурсы для создания благоприятных условий для привлечения специалистов разного уровня из-за пределов республики и стимулирования местного потенциала, это важная на сегодня задача, которая требует решения безотлагательно!
Подготовка кадров в учебных заведениях проходит слабо - все ради итогового бумажного результата кого и сколько выпустили учебные заведения. Вот и весь отчет, а что они могут, где и как работают – это уже никого не интересует. Ко мне недавно приходили молодые, так называемые специалисты с просьбой подписать им задним числом документ о прохождении практики. Я готов принимать учащихся на практику, обучать, предоставлять работу, но подписывать липовые практики? Нет! Так они и дальше будут «бумажными специалистами». Нужно воспитывать специалистов-профессионалов, восстанавливать на предприятиях наставничество и думать о будущем. Здесь, на этой земле жить нам, нашим детям и внукам.
Изменить ситуацию
Чтобы изменить ситуацию в малом и среднем бизнесе, нужно подходить к решению проблем комплексно и со всей ответственностью. Нужно сократить сроки, отведенные на рассмотрение разрешительных документов. Ликвидировать административные барьеры. Постоянно дополнять в процессе реализации проектов дорожные карты. Ввести обязательную страховую ответственность за задержку сроков оплаты и нарушения договорных обязательств. Предпринимателю, чей бизнес вынужденно простаивает по вине бюрократов, должна быть выплачена компенсация за потерю доходов, времени, кадров, возможно даже, из кармана самого чиновника, только тогда они задумаются и что-то изменится.
Очень важно совершенствовать налоговое законодательство в процессе эволюционного предпринимательского развития и своевременно реагировать на изменения в экономике в сторону привлекательности ведения бизнеса в РФ, уменьшить сложность бухгалтерской отчетности, сделать ее проще и доступнее для граждан с любым уровнем образования. Снижать влияние бюрократической машины в сфере разного рода разрешительных документов и доступа к федеральным и муниципальным ресурсам. Если мы хотим активного развития малого и среднего бизнеса, особенно в сфере производства, которое должно стать сильным локомотивом нашей экономики, надо менять подход, упрощать отчетность, уменьшать налоги и вводить налоговые каникулы для начинающих предпринимателей. Вообще, на Дальнем Востоке России давно надо создать свободную экономическую зону, а тем более на нашем Крайнем Севере.
--
Записал Ариан Попов
газета "Активный бизнес" №3 (51) 3 - 24 апреля 2014