Вице-президент «Деловой России» Илья Семин выступил с докладом на круглом столе «О роли местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства» в рамках Красноярского экономического форума.
-Действительно, развитие предпринимательства – это командная игра. Игра региональной, местной власти. Но, в отличие от хоккея, в ней нет проигравших. В этой игре в выигрыше остаются все. Тема нашей дискуссии сегодня – роль местного самоуправления в развитии бизнеса.
Пока местный уровень власти не вовлечен полноценно в эту работу. На данный момент в России идет поиск оптимальной модели местного самоуправления. Многие эксперты озвучивают достаточно радикальные предложения. Но пока обсуждаются политические аспекты реформы, важно посмотреть на эту проблему с точки зрения экономики. 46% полномочий по развитию малого бизнеса сосредоточены на местном уровне. А ведь речь, в первую очередь, должна идти о стимулах. Исполнять полномочия и развивать местный бизнес - это разные вещи.
Поэтому отвечая на главные вопрос об основном векторе развития реформы местного самоуправления, мне кажется, власть должна становиться более дружественной к бизнесу, быть заинтересованной в развитии предпринимательства на своей территории. Было бы правильно посмотреть и законодательную базу, например ФЗ - 131 «Об организации местного самоуправления». В нем необходимо прописать, что привлечение инвестиций основная задача глав крупных муниципальных образований. Критерии по увеличению дохода от бизнеса необходимо сделать основными и определяющими эффективность работы местной власти.
Кроме того, есть смысл поощрять свободную конкуренцию среди руководителей муниципалитетов за привлечение инвесторов и предпринимателей. Главе муниципалитета должно быть выгодно, чтобы именно на его территорию приходил бизнес. Есть много позитивных примеров в этом отношении. Например, опыт Ступино, который в свое время конкурировал с целом рядом субъектов.
Конечно, нам не обойти вопрос межбюджетных отношений. Здесь важно отметить, чтобы на местном уровне оставалось больше тех налогов, на налогооблагаемую базу которых муниципалитет может непосредственно влиять. Если мы говорим про финансовые отношения муниципалитета и региона, то в этом вопросе правила игры далеки от прозрачных: руководитель муниципального образования не знает, к примеру, сколько в 2015 году он получит из региона финансовых средств. Поэтому распределение денег из федерального бюджета должно быть увязано с уровнем эффективности работы муниципального образования в прошлом году.
Что касается управления земельными активами. Очень важно в этом вопросе избежать нечестных на руку чиновников, фактов коррупции. Мне кажется, надо исключить практику, когда депутаты муниципальных советов состоят в ГУПах и МУПах, тем самым формируя парадоксальную ситуацию: депутат местного органа власти назначает сити-менеджера, то есть является его начальником, и одновременно является его подчиненным, будучи руководителем подведомственного ему МУПа.
Потребуются и комплексные программы развития бизнеса, чтобы было понятно, какие территории, земли муниципалитет будет развивать в ближайшее время. Эти программы должны быть синхронизированы с региональными программами, во избежание строительства в одно время и на соседних территориях двух фармацевтических кластеров.
Кроме это, я полагаю, что глава муниципалитета должен выступать с ежегодным отчетов, как он работал, что сделал для развития бизнеса.
В совокупности, такие предложения смогут вывести развития предпринимательства и в регионах, и в муниципальных образованиях на новый уровень развития.