Новости

Конкурентоспособное налогообложение - ключевой фактор инвестиционной привлекательности

Об этом заявил Сергей Недорослев, сопредседатель "Деловой России" 28 февраля во время  работы круглого стола по теме: «Быстро меняющийся налоговый климат: новые возможности или ограничения?» на Красноярском экономическом форуме:

 - Налоговая политика один из ключевых инструментов влияния государства на развитие экономики вообще и предпринимательской деятельности в частности. Для многих развитых индустриальных стран сегодня самое важное в налоговой системе – ее стабильность и удобство администрирования. Российскому правительству много удалось достичь по этим направлениям в последнее время. Но, вместе с тем, не стоит забывать, что сегодня структура нашей экономики, к сожалению, очень далека от индустриальной. 


Если мы хотим сохранить все как есть - мы правильно копируем правильные вещи. Но если мы хотим стать действительно конкурентоспособной индустриальной державой, хотим сделать это максимально быстро и эффективно – нам нужны не только стабильные фискальные правила. Нам нужны реальные фискальные стимулы, которые обеспечат максимально привлекательные условия для инвесторов и частной инициативы в производственных отраслях экономики. Инвестор всегда должен быть уверен, что именно у нас он найдет три главных условия инвестиций – безопасность, удобство и выгоду.

 

«Деловая Россия», как объединение практиков несырьевого бизнеса, очень внимательно анализировала те инструменты налоговой системы, которые могут оказать наиболее значимое стимулирующее воздействие на процесс создания и модернизации промышленных предприятий. Свои предложения мы сформулировали по нескольким основным направлениям.

 

 Первое – создание привлекательных инвестиционных условий для малого и среднего производственного бизнеса.

 

В данном случае, по нашему мнению, достаточно эффективным может стать привязка налоговых льгот для инвестиций в реальный сектор не к временному периоду, а к фактическому объему таких льгот в денежном выражении. Допустим, для малых предприятий первые 10 миллионов рублей налоговых отчислений учитываются, но не выплачиваются в бюджет. Для средних предприятий эта «планка» может быть увеличена до 50 миллионов рублей. 

 

Кроме того, нам кажется вполне логичным предложение о том, что при реализации индустриальных проектов, налог на реинвестируемую прибыль должен быть равен нулю.

 

Отдельно хотелось бы остановиться на проблеме такого налога, как НДС. С одной стороны сегодня это самый хорошо администрируемый корпоративный налог. С другой – по мнению предпринимателей это наиболее дестимулирующий налог для промышленных предприятий. «Общая гребенка» НДС возможно эффективна для фискальных целей, но явно не является стимулом для развития, а уж тем более для развития в реальном секторе. 

 

По нашему мнению необходимо введение специальных ставок этого налога по отдельным группам высокотехнологичным товаров и услуг, дифференциация ставок, по конкретным отраслям исходя из их потенциальных норм рентабельности, введение зачетов налога для компаний, приобретающих товары и услуги у предприятий с упрощенной системой налогообложения. 

 

Ну и, само собой, ставка НДС должна быть конкурентоспособной в рамках таможенного союза, не предоставляя искусственных преимуществ нашим коллегам в других странах. 

 

И данный подход важен не только при оценке ставки одного налога. Мы уже не однократно говорили о ключевом значении конкурентоспособности юрисдикций. Надо прекрасно отдавать себе отчет, что любой инвестор, а тем более инвестор индустриальный всегда будет искать территорию с максимально привлекательным налоговым режимом. Если этот режим будет более привлекателен не у нас, а у соседа – инвестор будет строить предприятие у соседа. Про это надо помнить, не замыкая дискуссию в узком горизонте собственных проблем.

 

Второе важное направление – привлекательные «стартовые» условия для индустриальных проектов.

 

Не секрет, что приобретение основных фондов для нового производства или глубокая модернизация уже существующих производственных мощностей – наиболее капиталоемкая часть любого индустриального проекта. При этом реальные объемы и существующие условия для привлечения кредитных ресурсов на эти цели делают их практически недоступными для производственных компаний малого и среднего бизнеса.

 

«Деловая Россия» поддерживает использование механизма  предоставления налоговых каникул для вновь создаваемых производств и реальной модернизации производственным мощностей уже существующих. Вместе с тем, мы хотим обратить внимание и на другие возможные механизмы решения существующей проблемы.

 

 Мы предлагаем обеспечить со стороны государства субсидирование для таких предприятий первого лизингового платежа при приобретении нового оборудования и проводить налоговый зачет, на условиях однократного приобретения такого оборудования.

 

Кроме того, для производственного бизнеса реальным стимулом может стать освобождение от налога на имущество вновь приобретаемого оборудования на период выхода его на проектную мощность или в рамках так называемого грейс-периода при его приобретении.

 

И третье важное направление  - региональные инструменты налоговой политики.

 

Если сегодня мы говорим о территориально-отраслевом развитии отечественной индустрии, то нам необходимо чётко понимать, что в этом процессе значительно возрастает роль региональных органов государственной власти и управления. Но эта роль будет позитивной только тогда, когда регионы получат более широкую финансовую базу за счет перераспределения в пользу региональных бюджетов общей массы налоговых платежей на своей территории. Вполне возможно, что в качестве реального стимула для регионов может стать механизм возврата части налоговых поступлений новых и модернизируемых предприятий в региональный бюджет в форме межбюджетной субсидии со стороны федерального бюджета. 

 

В этом случае регионы получат реальную базу для стимулирования развития производства на своей территории и смогут на более серьезном уровне реализовывать полномочия по предоставлению налоговых льгот для создания и модернизации производственных мощностей. Хотя эти полномочия, безусловно, должны сопровождаться пропорциональным уровнем ответственности за достигнутые результаты.  

 

Мы уверены, что предложения «Деловой России», которая опирается на опыт работы предприятий реального сектора более чем 70 регионов нашей страны, вполне реалистичны и могут стать прочной базой для формирования новой индустриальной структуры нашей экономики. И с их применением не надо ждать. Пусть в пилотных вариантах, но начинать надо уже сегодня, - сказал Недорослев.