Новости

Новые источники роста – индустриальная основа

28 февраля сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Сергей Недорослев выступил на Красноярском экономическом форуме выступил по теме: "Новые источники роста – индустриальная основа":

-  «Деловая Россия» - это объединение практиков, собственников производственных предприятий в несырьевых секторах. К вопросу о новых источниках роста для нашей страны мы подходим с точки зрения практического опыта, тех практических возможностей, о которых знаем не понаслышке. Именно поэтому лозунг «новой индустриализации» - для нас ключевой и принципиальный.


О том, что сырьевая модель экономики себя исчерпала, о том, что необходимо менять структуру нашей экономики было уже сказано очень много слов на самых разных уровня. Но, к сожалению, очень часто, обсуждая эту проблему, мы продолжаем говорить на языке бедных родственников. Обсуждаем условия косметического ремонта, в то время как здание давно требует капитальной реконструкции.

 

Мы убеждены, что пора отказаться от постоянного поиска неких отдельных волшебных точек роста и строить свои действия системно, исходя из главного постулата: индустриальное развитие экономики – это единственный способ обеспечить устойчивое развитие страны в целом и занять достойное место в глобальной системе разделения труда. Большинство стран-конкурентов, которые мы определяем как страны с развитой экономикой – именно индустриальные страны.

 

Промышленность, производственные отрасли – это главные драйверы роста прибавочной стоимости в экономике и числа высокопроизводительных рабочих мест. Конечно, до сих пор, при словах «промышленная политика» или «индустриализация» у многих возникают перед глазами картинки из прошлого века с огромными дымящимися трубами, шестернями в человеческий рост и мускулистыми рабочими в грязных промасленных спецовках. Образы яркие, но они имеют мало отношения к тому, о чем мы говорим сегодня.

 

Мировая экономика живет в новой индустриальной парадигме развития. По сути, время мега гигантских производственных площадок и суперинвестиций в пресловутые «точки роста» уже прошло. Но это отнюдь не значит, что прошло время индустриальных проектов. Просто они изменились. Они изменились не только технологически, но и структурно. 

 

Сегодня индустриальная экономика - это высокотехнологичное производство с высокой долей интеллектуальной инжиниринговой составляющей. По сути, современный промышленный объект – это интегратор необходимых решений, активно взаимодействующий в рамках внутренней и внешней системы обмена товаров и услуг, создающий целые цепочки формирования добавленной стоимости для создания конечного продукта.

 

Именно по этому, говоря о необходимости политики новой индустриализации, мы говорим о принципиально новом подходе к этому процессу. Сегодня России необходим переход от «приоритетного» планирования (когда одна отрасль, по сути, развивается за счет деградации другой) к планированию стратегическому, к чёткой промышленной политике. 

 

Мы говорим о переходе к прогрессивному территориально-отраслевому развитию промышленности, к построению нормальных и эффективных индустриальных цепочек роста. Как бизнес, мы прекрасно понимаем, что формируя территориально-отраслевые комплексы, мы сможем гораздо быстрее достичь ощутимых результатов по выпуску конкурентоспособной продукции, созданию  рабочих мест и повышению бюджетного эффекта, чем работая в рамках устаревшей отраслевой схемы.

Что необходимо для эффективной реализации такого подхода? 

 

Прежде всего, не обходимо изменить сам взгляд на проблему. Посмотреть на нее не с высоты виртуальных макроэкномических расчетов, а с точки зрения реальных конкурентных условий, в которых может выжить промышленный бизнес в современной глобальной экономике. Если условия его доступа к ресурсам финансовым, инфраструктурным, технологическим, кадровым не конкурентны – все предлагаемые меры будут создавать только иллюзию некого развития и потраченные средства, дадут только временный эффект. Если производство не рентабельно – работать оно не сможет.

 

Кроме того, необходимо изменить сам подход к оценке эффективности мер принимаемых государством для развития промышленности, в том числе мер финансовой поддержки. Государство не банк и оценка эффекта от этих действий по банковскому принципу доходности на вложенный капитал, не дает ответа на главные вопросы. По нашему мнению главным мерилом эффективности государственных мер по поддержке промышленности должны служить показатели роста числа рабочих мест и увеличения налоговой базы. Это должно стать главным KPI по развитию промышленности для органов государственной власти и управления.

 

Теперь собственно о тех конкретных мерах, которые необходимы для развития современной индустриальной экономики России. 

 

Прежде всего, для создания и развития территориально-отраслевых индустриальных комплексов необходим доступ к дешевым и долгосрочным кредитным ресурсам. При этом мы говорим не о снижении ставок на 1-2% или продлении сроков на 1-2 года. Подход принципиально другой. Мы с вами сегодня уже находимся на глобальном рынке товаров и услуг, но при этом вынуждены пользоваться жесткими и дорогими условиями местной финансовой системы. Этот дисбаланс стоимости ресурсов обрекает нас на проигрыш с самого начала. И государственные механизмы должны быть направлены именно на ликвидацию этого дисбаланса. Министерство промышленности предлагает решить эту проблему, компенсировать этот разрыв, через создание государственных отраслевых фондов. Идея вполне здравая. Хотя возможно пришло время в принципе изменить государственный подход к денежно-кредитной политике. Проводить ее не с позиции обеспечения выживания или стабилизации, а с позиции обеспечения развития реального сектора экономики.  

 

Второй крайне важный момент – инфраструктура. Причем инфраструктура в самом широком понимании. Бизнес готов создавать новые производства и активно их развивать, но бизнес не может создавать абсолютно все вокруг себя. Наличие необходимых коммуникаций, условия транспортной логистики, доступность качественных инжиниринговых ресурсов, наличие квалифицированных кадров, административные условия организации бизнеса, тарифные условия естественных монополий. Все это – те инфраструктурные условия, которые необходимы, но которые сам бизнес создать не может. Инфраструктуру должно развивать государство, а регионы должны иметь возможность предоставлять субсидии на ее развитие. Это выгодно, прежде всего, самому государству. Инфраструктурные условия – это толчок для развития бизнеса, а комплексный подход повышает мультипликативный эффект от этого развития – новые рабочие места, новые налоги, новые смежные бизнесы, производство и услуги. Если мы будем предлагать инвестору только те разрозненные условия, которые можем по нашему мнению предложить, а не те которые ему нужны на самом деле, он к нам не придет.

 

Это те базовые вещи, которые реально могут обеспечить создание современной индустриальной базы для роста нашей экономики. Без решения этих ключевых вопросов трудно рассчитывать на реальное развитие территориальных промышленных комплексов. Но конечно это не все проблемы. 

 

Если мы говорим о том, что для создания новой индустрии важны еще и темпы, поскольку в условиях острой международной конкуренции нас ни кто ждать не будет – тогда естественно нужны реальные стимулы, которые могут ускорить формирование территориально-отраслевых комплексов. Такими инструментами могут стать стимулирующие налоговые ставки и механизмы предоставления налоговых каникул для развития, а так же обеспечение равного конкурентного доступ к государственным закупкам и закупкам государственных компаний. Это может стать ключевыми для ускорения процессов новой индустриализации в стране. И с их применением не надо ждать. Пусть в пилотных вариантах, но начинать надо уже сегодня.

 

И последнее, о чем хотелось бы сказать. Принципиальным является вопрос о том, что бы все перечисленные меры носили не разрозненный, а системный характер. Были обеспечены внятными и стабильными законодательными нормами. Многие из этих идей и предложений, а главное сам принцип территориально-отраслевого развития, нашли свое отражение в проекте закона «О промышленной политике», который был разработан Министерством промышленности. Сейчас закон  обсуждается на самых разных уровнях, и мы активно участвуем в этой работе. Но мы прекрасно понимаем, что это только самый первый шаг. Принятие этого закона потребует создания большого комплекса подзаконных актов, которые обеспечат механизмы его практической реализации. Мы готовы активно учувствовать в этой работе, и предложили бы разработать и принять дорожную карту «Промышленная политика». Этот механизм уже себя зарекомендовал и многие положения ранее принятых дорожных карт дали реальные результаты.

 

Мы уверены, что это правильный вектор развития, а поскольку «Деловая Россия» работает более чем в 70 регионах нашей страны, мы готовы представлять свои конкретные предложения по развитию территорий. Мы уже запустили проект Центр общественных процедур «Новая индустриализация». Его цель - поддержка разработки и реализации программ территориальных комплексов на базе публичной экспертной и общественной площадки. Мы уверены, что, объединив усилия бизнеса и государства, приняв за основу работы конкретную дорожную карту, сможем найти не просто источники роста, а источники, имеющие прочную современную индустриальную основу.