Новости

Улучшение бизнес-климата как приоритет в реформе МСУ

Несбалансированность между ресурсами и ответственностью муниципалитетов признают все. Над реализацией президентских указов по части муниципальной реформы уже активно трудятся минфин, минрегион и минюст. "Деловая Россия" также готовит письмо с предложениями по развитию местного самоуправления, которое направит в правительство. Точкой зрения бизнеса на муниципальную реформу с "РГ" поделился вице-президент "Деловой России" Илья Семин.

Развитие бизнеса зачастую не входит в список главных задач местной власти. А ведь именно на местном уровне инвестор сталкивается со многими проблемами: отсутствием земельных участков, инженерной и транспортной инфраструктуры, сложностями с участием в муниципальном заказе, с получением согласований и подключений, административными и коррупционными барьерами.


Условно предложения по реформированию системы местного самоуправления можно разделить на два подхода.


Сторонники первого предлагают не вносить кардинальных изменений в действующую двухуровневую систему, а лишь перераспределить вопросы, относящиеся к компетенции различных муниципалитетов и органов власти в регионах. И подкрепить их достаточным уровнем финансирования. Приверженцы второго подхода считают логичным распространить уровень госвласти на действующие городские округа и муниципальные районы. При этом местный уровень власти должен решать исключительно хозяйственные вопросы жизнедеятельности населения. Выборы мэров предлагается отменить, но взамен создать на этих территориях государственные администрации, главы которых будут назначаться губернатором.


Как мотивировать местную власть развивать бизнес в первом случае?


На наш взгляд, необходимо поощрять свободную конкуренцию между муниципалитетами за приход инвестора, как конкурируют между собой регионы. Достаточно посмотреть на опыт Ступинского района Московской области, где инвестор получает поддержку местной администрации на всех этапах: от прихода в район до ввода объекта в эксплуатацию. Такой подход позволил создать в районе 20 современных производств и более 5000 новых рабочих мест. За строительство некоторых заводов Ступинский район конкурировал с целым субъектом - Калужской областью.


Кроме того, в 131-м законе о местном самоуправлении нужно четко прописать, что улучшение делового климата и привлечение инвестиций - прямая обязанность главы городской и районной администрации.


Логично было бы использовать показатели развития бизнеса на территории муниципального образования в качестве одного из основных критериев при оценке работы глав. В их числе мог бы быть рост налогов, привлеченные инвестиции, новые здания, новые промышленные объекты, создание новых рабочих мест.


Правильным было бы исключить из Земельного и Градостроительного кодексов процедуру выделения земли для строительства коммерческой и жилищной недвижимости через предварительное согласование. При этом оставить две процедуры - торги за земельный участок и конкурс за право аренды. Об этом уже говорил президент в Послании Федеральному Собранию. Достаточно посмотреть на опыт Томска, где такое решение уже показало свою эффективность. Если при предварительном согласовании местный бюджет получал в год 80 тысяч рублей доходов, то после отмены этой процедуры в 2012 году - 1,5 миллиарда рублей. А вот участки под строительство промышленных и инфраструктурных объектов должны распределяться по действующей схеме - через применение акта выбора.


Мы также предлагаем усовершенствовать систему налоговых поступлений в бюджет муниципалитета, чтобы его руководству стало выгодно развивать бизнес именно на своей территории. Здесь должен работать следующий принцип: в муниципалитете остается часть тех налогов, на налогооблагаемую базу которой непосредственно влияют действия местной администрации.


Как развивать бизнес-климат на территориях районов и городов в случае второй модели?


При таком подходе главы новых государственных администраций в районах и городах должны нести личную ответственность за развитие бизнеса на подведомственной им территории. Лучшими кандидатами на эти должности могли бы стать успешные предприниматели, которые уже доказали свою эффективность в бизнесе и готовы привнести навыки "менеджеров развития" в госуправлении. Назначение глав поможет снять риск возникновения конфликтов между мэрами и губернаторами, что случается очень часто. Подобные случаи были в Томске, Екатеринбурге, Ярославле. Все они приводили к невозможности даже краткосрочного планирования развития бизнеса на территории.


Кстати, о планах. На всех без исключения территориях должны быть разработаны программы развития, синхронизированные с региональными экономическими стратегиями, чтобы в одном регионе в разных городах не строилось два фармацевтических кластера.


Важно также избежать путаницы и дублирования функций на территории между главой администрации, скажем, города, и главой регионального департамента строительства или энергетики. Вероятно, в таком случае главы городских и районных администраций должны стать некими "межведомственными координаторами" всех процессов старта бизнес-проекта - от оформления земли до акта ввода объекта.


Еще один момент: доклад о состоянии бизнес-климата должен быть включен в ежегодный публичный отчет главы администрации перед населением.


Конечно, только опыт может помочь вывести оптимальную схему развития местного самоуправления для всей страны. Но важно, чтобы при обсуждении концепции реформирования местного самоуправления экономические вопросы не уходили на второй план, а становились первичными.

Источник: Российская газета