Новости

Член якутской «Деловой России» Мария Христофорова рассказала о проблемах, с которыми сталкивается национальная пресса

В числе участников прошедшей научно-практической конференции "Национальная пресса сегодня" была известный якутский издатель, генеральный директор медиагруппы "Ситим" Мария Христофорова. В качестве модератора вместе с главным редактором газеты "Хальмг Унн" она вела работу секции под названием "Национальная печать: место и роль в системе СМИ России".


Участникам форума она понравилась своей открытостью и готовностью помочь коллегам из национальных печатных изданий в вопросах газетного менеджмента, в котором Христофорова, между прочим, являющаяся членом якутского отделения "Деловой России", весьма преуспела. По итогам 2016 года издаваемые медиагруппой "Ситим" общественно-политическая газета "Кыым", журнал для предпринимателей "Байдам" и литературный альманах "Кюрюлгэн" стали лидерами подписки.


Интернет-газета "Степные вести" взяла интервью у примечательной гостьи форума.


- Мое выступление на конференции касалось вопросов состояния национальных СМИ в России, их текущего положения, перспектив развития и, естественно, многочисленных проблем, которые сегодня испытывает пресса, выходящая на национальных языках. На медиарынке нашей страны национальная пресса занимает не более 5-7%. Это капля в море по сравнению с миллионными тиражами федеральных изданий. В условиях, когда очень сложно обстоит с литературой, культурой, духовностью народов, населяющих территорию Российской Федерации, во многих регионах национальные средства массовой информации, как печатные, так и электронные - это последний бастион в плане сохранения их самоидентичности.

К сожалению, сейчас ситуация складывается таким образом, что печатные СМИ, выходящие на национальных языках, в наибольшей степени переживают кризис, связанный с изданием и распространением своей продукции. Известно, что более 60% в подписной цене - это тарифы "Почты России". Я думаю, что если из многотысячной армии российских СМИ этим 5-6% национальной прессы будут даваться какие-то преференции, от этого ФГУП "Почта России" не обеднеет.


- Есть какие-то подвижки в проработке этого вопроса?


- В результате действий на полях Общероссийского народного фронта при поддержке Союза журналистов России нам удалось отстоять предложение о введении в 2018 году моратория на повышение тарифов "Почти России". Решено, что в следующем году они останутся неизменными. Наша задача - сделать так, чтобы для национальных СМИ этот мораторий продлили на пять лет. Кром того, мы сейчас ставим вопрос о том, чтобы все национальные СМИ попали в перечень социально-значимых СМИ Роспечати и Минкомсвязи РФ, чтобы получить 50%-ную скиду на тарифы "Почты России".


- А по бумаге есть варианты ее удешевления для издателей?


- По бумаге вопрос сейчас стоит настолько остро, там все так сложно, что сам федеральный центр запутался. Владимир Путин неоднократно давал поручения Министерству экономического развития РФ, Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям изучить этот вопрос и внести соответствующее предложение.

Мы, газетчики, с бумагой сталкиваемся, когда она попадает в типографию, а типография, естественно, закупает ее у производителя на свободном рынке. Разброс цен очень большой. Допустим, в нашу Якутию мы можем выгодно завезти бумагу только летом, водным путем. В остальное время завозим либо железнодорожным, либо автомобильным транспортом. Иногда, когда приспичит, некоторые издатели завозят бумагу даже самолетом. Вы представляете, как дорого она им обходится? Это же выливается в то, что издатели вовремя не успевают рассчитываться с типографиями, а те, в свою очередь, испытывают хроническую нехватку оборотных средств, не могут привлечь кредитные ресурсы для того, чтобы купить вовремя эту бумагу.

Покуда с этим вопросом на федеральном уровне будут разбираться, мы должны решать проблему доступными нам средствами. Поэтому остановились на двух направлениях - это, как я уже говорила, лоббирование заморозки тарифов "Почты России" и попадания СМИ на национальных языках в реестр социально-значимых изданий, а также участия в грантовом конкурсе на выделение средств социально-значимым проектам. Там нужно выбивать большую квоту. 300 миллионов рублей предусматривается ежегодно в федеральном бюджете на эти цели. Национальные СМИ и детско-юношеские СМИ там занимают очень малую долю.


- Что собой представляет система печати в Якутии?


- У нас в республике очень большое многообразие СМИ. Есть государственные издания, которые получают поддержку от правительства, есть большой сектор негосударственных СМИ, к которым относится и наша медиагруппа "Ситим". Мы - самый крупный издатель на северо-востоке России, выпускаем четыре газеты и четыре журнала. В будущем году нашей медиагруппе исполняется 15 лет, и мы очень гордимся тем, что за эти годы дали путевку в жизнь таким замечательным изданиям. Это и детский журнал "Хатан" ("Закаленный") и детская газета ""Бэлэм буол+" ("Будь готов+") - к слову, единственная в Росси мультиязычная газета, которая выходит сразу на трех языках - якутском, русском и английском. Это и газеты "Молодежь Якутии" и "Спорт Якутии", и литературный альманах "Кюрюлген" ("Водопад"), и журнал для предпринимателей "Байдам" ("Благополучие"), и общественно-информационный еженедельник "Кыым" ("Искра").


- Получается, на фоне общероссийской тенденции, когда газеты закрываются, у вас наоборот идет прибавка…


- Да нет, у нас, также как и везде, идет падение тиражей. Мы всеми силами пытаемся держаться на плаву, всеми силами поддерживаем наши издания. Хорошо, что в лучшие времена они успели стать на ноги.


- Те проекты, которые вы, как сказали, лоббируете, позиционируете от медиагруппы или же в данном случае представляете интересы сообщества журналистов в целом?


- Очень многие мои коллеги обращались ко мне с предложением объединиться. Я думала над этим и решила: а почему бы нам не создать ассоциацию изданий, которые выходят на национальных языках РФ?


- Она не будет перекликаться целями и задачами Гильдии межэтнической журналистики, возглавляемой Маргаритой Лянге?


- Думаю, нет. Гильдия межэтнической журналистики - это больше журналистский, чисто профессиональный контент, своего рода школа этнической журналистики. Маргарита Арвитовна Лянге делает огромную работу, она является членом экспертного совета Минкомсвязи, последовательно отстаивает интересы СМИ. Наша ассоциация будет заниматься больше экономическими вопросами, связанными с менеджментом. Мы готовы поделиться с коллегами из национальных СМИ своими приемами, секретами раскрутки изданий на национальных языках, достижения тиражей, ведения подписной кампании, продвижения на рынке. У нас накоплен большой опыт в этом плане.

Ассоциация уже зарегистрирована и будет базироваться в городе Москве. То есть формально она уже создана, осталось наполнить ее количественно, содержательно. В Дагомысе, на полях фестиваля прессы "Вся Россия", мы планируем сформировать правление ассоциации. Пользуясь случаем, приглашаем всех коллег в Калмыкии к сотрудничеству, потому что только вместе мы сможем решить наши проблемы.



SakhaPress.ru