Новости

Авторы «Стратегии роста» предлагают не менее половины прироста собираемых налогов пускать на экономическое развитие

Разработка среднесрочной социально-экономической программы «Стратегия роста» близится к завершению. На сегодняшний день она является первым и единственным документом подобного рода, который основан на анализе успешного международного и российского опыта, сделанном с использованием макроэкономических расчетов.


Напомним, что разработка «Стратегии Роста» осуществляется на базе доклада «Экономика роста», представленного Столыпинским клубом в ноябре прошлого года. Работа над программой ведется по поручению Президента России, с этой целью была создана Межведомственная рабочая группа по разработке  «Стратегии роста», действующая на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ.  В состав рабочей группы входят представители Института экономики роста им. Столыпина (председатель Научного совета Я. Миркин, председатель Наблюдательного совета Борис Титов).


Окончательный вариант программы планируется представить в феврале, а пока что Межведомственная рабочая группа проводит финальную серию экспертных сессий.


Первая экспертная сессия, прошедшая 17 января, была посвящена изменениям в налоговой политике. «В развитых и успешных развивающихся экономиках у предприятий после уплаты всех налогов и сборов остается гораздо больше средств для реинвестирования и развития, - констатируют разработчики «Стратегии роста». – Даже если уровни налоговой нагрузки и сопоставимы, у нас в России обслуживание кредитов и прочие непроизводственные затраты отнимают у бизнеса намного больше денег. Вспомним многочисленные нефискальные платежи (в том числе и неформальные), которые официальная статистика стыдливо не рассматривает при подсчете налоговой нагрузки. Расходы по этим статьям у российских бизнесменов в среднем в четыре раза выше, чем у зарубежных конкурентов. Плюс значительная доля теневой экономики, вступающей с «белым» бизнесом в недобросовестную конкуренцию. И государственный сектор (включающий в себя естественные монополии), который любые проблемы решает просто, перекладывая затраты в конечную цену. Законопослушный частный бизнес в этом контексте находится в очень невыгодном положении. Поэтому для стимулирования инвестиций налоговую нагрузку на корпоративный сектор нужно снижать».


Авторы документа предлагают ввести новое бюджетное правило – в случае роста налоговых доходов за счет собираемости (а не за счет увеличения ставок) 50% такого прироста должно возвращаться в экономику: путем снижения ставок или предоставления дополнительных целевых льгот.


Кроме этого, разработчики стратегии уверены: новые и динамично развивающиеся производства следует максимально освобождать от налогового бремени. Для новых предприятий – налоговые каникулы сроком на пять лет. Для предприятий, внедряющие новое оборудование и технологии, создающих высокопроизводительные рабочие места – льготы по уплате налогов на прибыль и имущество, по уплате страховых взносов.


Другая важная задача – создать для муниципалитетов мотивацию к созданию максимально хороших отношений с местным бизнесом. Сегодня на долю собираемых налогов в местных бюджетах приходится всего 28,6%, остальное – межбюджетные трансферты. В этих условиях местные власти лишены мотивации к улучшению качества госуслуг (подключение к инженерным коммуникациям, земельно-имущественные отношения, выдача исходной разрешительной документации на строительство, согласование размещения нестационарных объектов).


Чтобы изменить ситуацию, предлагается частично перераспределить в пользу местных бюджетов доходы от сбора НДФЛ, налога на прибыль организаций, налогов для ИП и организаций на спецрежимах (УСНО), а также акцизов на алкоголь. Кроме того, предлагается оставлять в местных бюджетах 75% прироста сбора налогов на прибыль организаций (речь идет именно о приросте благодаря увеличению делового оборота, к стимулированию которого, по замыслу, и должны стремиться местные власти).


Авторы «Стратегии роста» ожидают, что нововведения в налоговой сфере внесут дополнительный ежегодный вклад в прирост ВВП в размере 0,7 п.п. - на первом этапе (2017-2019 годы) и в размере 1,4 п.п. в период с 2020 по 2025 годы.


Изменения в налоговой политике – лишь часть мозаики, которую требуется сложить для того, чтобы начался реальный рост. В последующие дни разработчики «Стратегии роста» будут утверждать окончательные предложения в отношении денежно-кредитной политики, административной, судебной, тарифной и прочих реформ.


Источник: ombudsmanbiz.ru