Новости

Индекс предпринимательских настроений за II квартал 2016 года

Федеральный барометр «Деловой России» оценил индекс предпринимательских настроений за II квартал 2016 года. В исследовании за II квартал 2016 года использованы результаты опроса руководителей около 31,0 тыс. крупных, средних и малых предприятий промышленности (группы C, D, E по ОКВЭД), строительства (группа F по ОКВЭД), розничной торговли (подгруппа G52 по ОКВЭД) и сферы услуг в 80 субъектах РФ, проведенного Федеральной службой государственной статистики.


ИНДЕКС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ УВЕРЕННОСТИ


По итогам II квартала 2016 года по средним и крупным предприятиям произошел значительный рост ИПУ на 7,1 п.п. но остался на минимальных значениях 2009 года. Основным драйвером роста предпринимательской уверенности по средним и крупным предприятиям является сфера услуг, показавшая за счет сезонности значительный рост на 13 п.п. По итогам года ИПУ в этом секторе вернулся к значению II квартала 2015 года.


  • Промышленность:ИПУ во II квартале 2016 г. остался без изменений и составляет (–5%).
  • Строительство: по итогам II кв. 2016 года произошло падение ИПУ на 3 п.п. до (-19%). До минимальных значений кризисного 2009 года остается всего 2 п.п.
  • Розничная торговля: во II кв. 2016 года индекс предпринимательской уверенности вырос на 2 п.п., перейдя к положительному значению 2%.
  • Сфера услуг: произошел значительный сезонный рост ИПУ на 13 п.п., достигнуто значение уровня II квартала 2015 года (-1%).

Индекс предпринимательских настроений в малых организациях снизился во II квартале 2016 г. на 2,3 п.п. и составил 82,8%, стремясь к минимальным значениям 2009 года.


  • Промышленность: Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) во II квартале 2016 года показал падение на 3 п.п. относительно I квартала 2016 года и составил (–11%).
  • Строительство: Относительно I кв. 2016 года падение составило 3 п.п. и обновило минимальное значение кризисного 2009 года (-28%).
  • Розничная торговля: произошел незначительный рост ИПУ на 1 п.п., достигнуто нулевое значение.

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ


В квартальном выражении основные экономические факторы среди промышленных предприятий показывают разнонаправленное движение по средним и крупным предприятиям и явное падение по малым. Основной негативный эффект на предпринимательскую уверенность продолжает оказывать снижающийся объем выпуска и заказы. По выпуску среди промышленных предприятий достигнуто минимальное значение с начала 2010 года.


  • По строительным организациям динамика основных экономических факторов продолжает оставаться отрицательной, наибольшее снижение приходится на показатели цен реализации и спроса. Значение спроса для средних и крупных, малых строительных предприятий достигли минимальных значений за всю историю наблюдения этого показателя.
  • В розничной торговле по итогам квартала наблюдается стабилизация и рост основных экономических показателей - рост спроса и объема продаж.
  • В сфере услуг наблюдается сезонный рост объема оказанных услуг и заказов, при этом в годовом выражении основные показатели находятся в отрицательной зоне.


ДИНАМИКА ФАКТОРОВ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


По итогам II квартала 2016 года по всем видам деятельности наблюдается незначительное снижение ограничительного влияния факторов, за исключением строительной промышленности. Отдельно стоит отметить строительную промышленность, так как в строительстве по итогам квартала наблюдается значительный рост ограничивающих деятельность факторов особенно в малых предприятиях.


  • Наибольшее увеличение ограничительного влияния связано со снижением «спроса». Ограничительное влияние фактора «спрос» негативно влияет на развитие 37% предприятий малой и 29% предприятий средней и крупной строительной промышленности, среди промышленных предприятий 57% и 48% соответственно, 55% в розничной торговле, 52% в сфере услуг.
  • «Высокий уровень налогообложения» ограничивает 36% - средних и крупных, 49% - малых промышленных предприятий; 36% и 40%, соответственно строительных предприятий; 46% и 51%, соответственно, предприятий розничной торговли и 36% предприятий сферы услуг. В среднем более половины предприятий страдают от высокой налоговой нагрузки, что в значительной степени ограничивает их развитие.