Кризис в России носит системный характер, и для его преодоления нужно менять модель экономического развития страны, заявил сопредседатель «Деловой России», бизнес-омубдсмен Борис Титов, выступая 12 февраля в Госдуме на парламентских слушаниях на тему «О первоочередных мерах по обеспечению экономического роста». В качестве стратегии он предложил использовать программу «Экономика роста», разработанную Столыпинским клубом.
«Кризис начался не в 2014 году, а на самом деле раньше, в 2011 году, когда продолжался рост цен [на нефть], но при этом ВВП уже не рос теми темпами, которыми рос раньше. В 2013 году мы как-то незаметно для многих в первом квартале по отношению к первому кварталу 2012 года потеряли 4% ВВП, при высоких ценах на нефть», – напомнил Борис Титов, отметив, что это был «первый звонок», на который не обратили внимание.
У России есть все возможности для роста, но они блокируются неверной денежно-кредитной политикой финансовых властей. «Сжатие денежной массы, жёсткая финансовая дисциплина, высокая цена кредита – все эти меры неплохо работали в «тучные» годы высоких цен на нефть. Сейчас иные времена, требующие иной денежно-кредитной политики», – считает Борис Титов. По его мнению, для выхода из экономического кризиса необходимо количественное смягчение денежно-кредитной политики (ДКП) России, как это делали в подобных ситуациях другие страны.
Особенностью российского варианта количественного смягчения должны стать очень узкие, целевые каналы инвестирования госсредств в экономику, которые бы не стимулировали инфляцию и гарантировали, что эти средства не будут использованы неэффективно или не по назначению. «Такие механизмы есть, они подробно представлены в нашей программе «Экономика роста». Их много, они апробированы в мире и совершенно гарантированно исключают нецелевое использование средств», – подчеркнул делоросс.
Как пример такой схемы он привёл работу Российского фонда прямых инвестиций, у которого есть механизм отбора безубыточных проектов. «Однако при заявках на 700 млрд он имеет финансирование только на 40 млрд, – отметил Борис Титов. – Нужно в разы увеличить денежное предложение по таким каналам, и наша экономика будет расти очень хорошими темпами».
Бизнес-омбудсмен ответил на возражения критиков программы Столыпинского клуба, которые утверждают, что её реализация может спровоцировать инфляционный скачок. «Во всём мире, кроме России, инфляцию принято делить на инфляцию спроса, или монетарную, и инфляцию издержек, немонетарную, – заявил Борис Титов. – Первая у нас на фоне сокращающегося спроса – величина даже отрицательная, зато очень высока инфляция издержек: налогов, цены кредита, тарифов. Это означает, что нашу экономику можно вполне безболезненно домонетезировать на предлагаемый Столыпинским клубом объем – 1,5 трлн руб. в год на протяжении пяти лет».
Он напомнил, что все страны, которые совершили рывок в конце 20-го века – Япония, Корея, Китай, Сингапур и т.д., – вели одну и ту же политику – повышали денежное предложение, снижали налоги и цену кредита, дерегулировали бизнес. «Убеждён, что этот путь надо пройти и России», – заключил Борис Титов.