Новости

Российский бизнес обсудил пути и возможности наращивания объемов экспорта

В Москве проходит III ежегодная конференция «Российский несырьевой экспорт: вектор развития экономики». Более 400 представителей различных органов власти, бизнеса и деловых объединений собрались, чтобы обсудить реформу системы господдержки экспорта, финансовые и региональные аспекты этой работы, деятельность Российского экспортного центра и другие актуальные вопросы.

Открывая первое пленарное заседание, министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев отметил, что Россия вступила в период, когда цены на нефть будут на уровне 50 долл. за баррель. «Низкие цены на сырье – это надолго», – предупредил он, добавив, что единственным выходом для увеличения экспорта является развитие его несырьевой части.

«У нас темпы роста несырьевого экспорта, может быть, не очень высокие, но они примерно соответствуют нашей «дорожной карте», в пределах 3-6%», – рассказал он. При этом ключевые сегменты – это промышленная (40 млрд долл.) и сельскохозяйственная продукция (20 млрд долл.).

В свою очередь, глава «Деловой России» Алексей Репик обратил внимание участников конференции на то, что экспорт машиностроительной продукции в России составляет всего 30-40 млрд долл., тогда как в Китае он достигает 1 трлн долл. «Это точно не вопрос качества продукции. Это вопрос неумения продвигать свою продукцию на внешние рынки», – указал он.

По словам Репика, нынешняя конъюнктура благоприятствует развитию российского экспорта, однако необходимо повышать технологическую оснащённость отечественных компаний. «Усиление работы по трансферу технологий, ноу-хау, компетенций к российским партнёрам смогут способствовать и росту, и диверсификации экспорта», – предложил решение этой проблемы глава «Деловой России».



Многие трудности, связанные с выходом новых российских экспортёров, призван решить Российский экспортный центр (РЭЦ). Он должен стать точкой входа на внешние рынки для отечественных компаний и предоставлять им комплекс услуг в режиме «одного окна». Другой, не менее важной, функцией станет получение обратной связи от российских экспортёров.

«Создание центра и работа с ним должны быть выгодны для бизнеса – это наша первая и основная цель. Это должен быть естественный инструмент, который бизнес будет использовать в этой работе», – подчеркнул глава РЭЦ Пётр Фрадков.

«Принципиально важно, чтобы инфраструктура продвижения на внешние рынки была предоставлена уже готовой и не требовала огромных финансовых и временных вложений», – высказал пожелание к РЭЦ от имени бизнеса Алексей Репик. По его словам, даже для компаний с оборотом в 1-2 млрд руб. создание собственной системы экспортной поддержки является непосильной ношей.

В свою очередь, глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев отметил, что его фонд заинтересован в инвестициях в экспортно ориентированные компании – как в крупные, так и в средние. Однако здесь на первый план выходит проблема конкурентоспособности российской продукции.

«К нам приходит очень много компаний. Говорят: дайте денег, дайте финансирование. Но когда мы начинаем разбираться, выясняется, что конкурентоспособного продукта у них нет», – посетовал он.

С другой стороны, российская сельскохозяйственная продукция более чем востребована на мировом рынке, указал он. Глава РФПИ также привёл пример российского завода, который выпускает едва ли не самые дешёвые шины в мире, и его экспорт пошёл вверх после девальвации рубля.



Президент ТПП Сергей Катырин, в свою очередь, отметил, что господдержку экспорта следует сосредоточить, прежде всего, на малых и средних компаниях, «так как и государство, и крупный бизнес свои интересы и так отстаивают и продвигают». Из 4 млн предприятий, зарегистрированных в России, экспортную деятельность ведут только 0,5%, привёл он статистику. «Соответственно, РЭЦ должен работать и использовать свои ограниченные ресурсы, в первую очередь, именно для поддержки внешнеторговых операций среднего бизнеса, – сделал он вывод. – Это позволит его представителям пополнить ряды отечественных экспортёров».

Структура российских внешнеэкономических связей меняется – по темпам прироста на первый план выходят несырьевые позиции, например продукция химической промышленности, констатировал министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнёв. Он также отметил, что сейчас идёт замещение классической формулы ВТО, предполагающий простое предоставление свободного доступа к национальным рынкам: соглашения о свободной торговле также затрагивают совместные производства, партнёрские соглашения, совместные инвестиции и т.д.

Организаторами конференции являются РЭЦ, Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций и Российский экспортно-импортный банк. Партнёром выступил Центр международной торговли Москвы.