Новости

Тарифы подписки на печатные СМИ должны быть социально ориентированными

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор сообщил, что поручение Президента по повышению доступности периодической печати для населения не выполняются в полном объеме — почта опаздывает, цены завышены, а число подписчиков снижается.

Повышение почтовых тарифов привело к снижению динамики подписок, а количество подписчиков за 2014 год уменьшилось на пять миллионов человек, — констатировали участники слушаний «Об обеспечении доступности печатных СМИ для населения».

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Дмитрий Бирюков напомнил, что усилиями ОНФ и ОП РФ удалось добиться выделения государственных грантов на общую сумму 300 млн рублей для поддержки региональных и муниципальных СМИ, реализующих социально значимые проекты. Однако этих средств не хватит на все региональные СМИ.

«Единственное средство информации, которое доходит до самых крайних городов России — это печать. По данным Роспечати, к концу 2014 года исчезло 290 наименований журналов. В прошлом году было обсуждение законопроекта „О почтовой связи“, и было внесено около 700 поправок. Однако забыли про социальную функцию почты», — подчеркнул Дмитрий Бирюков.




По словам члена ОП РФ от Республики Саха (Якутия) Марины Богословской, с падением тиражей периодической печати страна получит удар по информированию, просвещению, духовному и нравственному воспитанию граждан.

«Рынок печатных СМИ в России сегодня переживает непростые времена. Субъективно можно сказать, что он проигрывает интернету и гаджетам, но нельзя сбросить со счетов, что новейшие гаджеты стали иным каналом донесения информации, чем печатные СМИ. Радикально меняется структура потребления информации. В результате сегодня у молодого поколения происходит замещение понятийного мышления фрагментарным, клиповым», — отметила Марина Богословская.

Генеральный директор медиагруппы «Ситим» Мария Христофорова рассказала, что скачок тарифов привел к катастрофическому обвалу подписки не только в Якутии, но и на всей территории Дальнего Востока. Всего за год тиражи печатных СМИ обрушились почти на 50%. Она выразила опасения, что из-за высокой стоимости подписки на периодические издания, жители отдаленных регионов страны могут лишиться возможности получать информацию.

Заместитель генерального директора Почты России Инесса Галактионова призвала участников не возлагать все проблемы, связанные с падением подписки, на Почту России, которая тоже озабочена этим вопросом.




«Почта России субсидировалась по трем направлениям: поддержка почтовых отделений на Крайнем Севере, поддержка подписки и поддержка пунктов коллективного доступа. С 2015 года государство отменило все субсидии Почте России. Предприятие было вынуждено поднять тарифы на доставку подписных изданий на второе полугодие 2014 года до нулевого уровня рентабельности в первой и второй тарифных зонах, сохранив убыточность тарифов в третьей-пятой зонах», — отметила Инесса Галактионова.

Также она отметила, что Почта России принимает целый комплекс мер для поддержания института подписки. Только в рамках подписной кампании на 2015 год Почта России направила более 1 млрд рублей на обеспечение скидок для издательств и населения. Так, Почта России в 2 раза снизила пороговый тираж региональных СМИ для получения 17% скидки на доставку подписных изданий — до 5 тысяч экземпляров. Почта совместно с издателями проводит всероссийские декады подписки, в рамках которых снижает цены на доставку для федеральных изданий (на 5%) и региональных и местных СМИ (на 10%).

По результатам резонансных слушаний Общественная палата выработает рекомендации, которые направит в соответствующие органы.


Пресс-служба Общественной палаты РФ