Новости

Сквозь метельную россыпь Эпохи

1990 год: «Все было впервые и вновь»

Весной в команде народного депутата СССР Андрея БОРИСОВА появился 36-летний Егор ЖИРКОВ, университетский преподаватель математики.
И все мы как будто его ждали – так органично влился деятельный Егор в команду молодых реформаторов, которые не просто хотели перемен, а делали перемены.

В июне мы создали союз «Саха омук». Это движение имело цель объединить и ввести в активную политику лидеров интеллигенции. Прежде в партийно-советском аппарате не было представителей интеллигенции, а ее влияние на политику было крайне слабым.

В сентябре была принята Декларация о суверенитете. В машинописных вариантах проекта Декларации о суверенитете я тогда увидел дополнения, вписанные сбоку, и узнал аккуратный мелкий почерк Егора ЖИРКОВА. Интересно, где сейчас хранятся эти проекты с чеканными формулировками:
«… отмечая, что статус автономной республики стал тормозом социально-экономического развития республики, сознавая историческую ответственность за судьбу всего многонационального народа республики, выступая за обновление РСФСР и СССР, выражая волю всех народов республики к социально-экономическому прогрессу, культурному возрождению, повышению уровня жизни…»

На следующий день после принятия Декларации министром культуры был избран Андрей БОРИСОВ. Вслед за ним членами Правительства стали лидеры «Саха омук» ученые Егор ЕГОРОВ и Василий АЛЕКСЕЕВ, писатель Николай ЛУГИНОВ (был руководителем Фонда возрождения «Баргарыы»), архитектор Семен НАЗАРОВ, глава Лаборатории по возрождению национальных школ Егор ЖИРКОВ и многие. Кроме того, в 1990 году был избран новый состав Верховного Совета Якутии, в который вошли многие лидеры «Саха омук»: Афанасий МИГАЛКИН, Василий ВАСИЛЬЕВ - Харысхал, Иван УШНИЦКИЙ, Егор СЕКОВ и др. В первом составе Государственного Собрания (Ил Тумэн) также были лидеры «Саха омук»: Ульяна ВИНОКУРОВА, Владимир НИКОЛАЕВ, Анатолий ЧОМЧОЕВ и др.

1990-1992 годы: Основание новой Республики

В день принятия Декларации о суверенитете была создана Конституционная комиссия во главе с председателем Верховного Совета Михаилом НИКОЛАЕВЫМ. Была создана рабочая группа, где руководителем, основным генератором идей и мотором сразу стал Егор ЖИРКОВ.

В июле 1991 года окончательный проект Конституции республики, прошедший многократную обкатку, а также экспертизу в российских институтах, был готов. Но принятие Конституции затягивалось – в стране происходили бурные события.

Параллельно рабочая группа готовила целый пакет законов, в которых отразились новые общественно-политические идеи и правовые нормы, изменения в социально-экономической системе страны – ибо сама по себе Конституция без таких законов не может начать работать. И одним из главных движителей законодательного процесса был Егор ЖИРКОВ, сгусток энергии и идей, сочетавший работу в рабочей группе с деятельностью заместителя министра образования. Егора ЖИРКОВА по полному праву можно назвать одним из основателей новой Республики Саха (Якутия).

Когда правительственная делегация Якутии весной 1991 года была в Париже для установления прямых контактов с ЮНЕСКО, Егор ЖИРКОВ просто поразил сотрудников посольства СССР и ЮНЕСКО своей работоспособностью. Он ночами готовил документы для рассмотрения в комитетах и рабочих группах ЮНЕСКО, но все дни был свежим и собранным, как будто не было бессонных ночей.

Весной 1992 года Конституция была полностью готова, но ее не спешили принимать.

И тогда мы с Егором ЖИРКОВЫМ решили прибегнуть к помощи молодежи. Пошли в университет на встречу с молодежными лидерами. Убеждал их, конечно, Егор Петрович, я представлял популярного политика Андрея БОРИСОВА (был его помощником как народного депутата СССР).
Студенческие демонстрации весной 1992 года показали властям, что народ ждет Конституцию.

Сразу после заключения 31 марта 1992 года Федеративного договора началось рассмотрение Конституции. 4 апреля после утомительнейших 11 часов дискуссий и временами очень жесткой полемики Якутия первой среди республик России приняла свою новую Конституцию.

1991 год: Три дня в августе

Без этого отступления из линии повествования, видимо, будет чего-то недоставать в рассказе о Егоре ЖИРКОВЕ.

15 августа был опубликован текст Союзного договора, который преобразовал бы СССР и продлил существование Союза.

19 августа грянул путч.

Тех, кто проявил в те дни мужество – их было немало. Андрей БОРИСОВ, Егор ЖИРКОВ с самого начала выступили против путча, который и привел к распаду Советского Союза. Егор Петрович связался с Москвой, получил по факсу Указ Бориса ЕЛЬЦИНА «О незаконности действий ГКЧП».

Мозговым центром неофициального штаба по сопротивлению ГКЧП был Егор ЖИРКОВ. А я, с согласия Андрея БОРИСОВА и пользуясь своими полномочиями начальника отдела Министерства культуры, послал телеграммы во все районы, как бы для районных отделов культуры, с указанием руководствоваться Указом президента России и приложил текст Указа. Получилось много телеграмм. Когда в кассе Министерства не оказалось денег для оплаты, я оплатил из своих денег, это было много сот рублей, тогда – огромные деньги, но я как-раз получил отпускные…

1992-1994 годы: Работа на возрождение

Министр культуры Андрей БОРИСОВ занимался возрождением национальной культуры, добился таких успехов, что Якутия до сих пор является флагманом среди российских республик по уровню и масштабам культурного развития и преобразований. Я работал в Министерстве культуры республики. Уезжая в командировки, Андрей Саввич говорил: «За министра остается Иван Иванович (первый замминистра НАУМОВ), за меня – Иван Игнатьевич».

Параллельно возрождением национальной школы занимался министр образования Егор ЖИРКОВ, с которым я постоянно обсуждал многие вопросы, поскольку наши сферы соприкасались и часто были неотделимы. ЖИРКОВ разработал новую образовательную политику России, которая должна была способствовать сохранению национального языка, культурного наследия, духовности родного народа, их развитию в новых и сложных социально-экономических условиях.

У нас с Егором Петровичем была и другая линия соприкосновения – тогда мы оба часто разрабатывали различные идеи, концепции, доктрины для президента Республики Саха (Якутия) Михаила НИКОЛАЕВА.

1994-1996 годы: Эталон эффективности

До сих пор не знаю – зачем именно мне, но было поручено мне уговорить Егора ЖИРКОВА выдвинуться в депутаты новой Государственной думы РФ. Он колебался, не хотел уходить из Министерства образования, хотел завершить становление своей Концепции национальной школы. И сказали мне – убеди его.

Помню – Егор Петрович вдруг велел остановить машину около площади Дружбы народов, вышел в морозный воздух, прогулялся, обдумал. А когда вернулся в машину – просто кивнул: он принял решение.

В Госдуме Егор ЖИРКОВ сосредоточился на самых главных для Якутии направлениях – был одним из разработчиков Закона о драгметаллах и драгкамнях, смог внести «принцип двух ключей» в закон о недрах (благодаря этому принципу регионы имели право давать согласие на добычу полезных ископаемых). Платежи за пользование недрами, налогообложение, межбюджетные отношения – во всех вопросах Егор ЖИРКОВ отстаивал интересы республики.

Не было и когда еще будет у нас в Госдуме второго такого настойчивого защитника интересов республики, который еще и умел убеждать в своей правоте коллег-депутатов. Не случайно бывший первый зампред Госдумы, а сейчас федеральный вице-премьер Александр ЖУКОВ называл своего друга Егора ЖИРКОВА эталонным депутатом по эффективности.

Первый созыв Госдумы был избран на 2 года. В 1995 году состоялись новые выборы в парламент страны.

Егор ЖИРКОВ выиграл во всех районах и городах республики. Кроме одного, в котором он набрал в десять раз меньше, чем его соперница. Все были в шоке – такого не могло быть. Только потом, когда стали привычными различные схемы на выборах, стало ясно – какие именно технологии тогда были применены главой того района. ЖИРКОВ уступил всего 300 с лишним голосов – при почти 400 тысячах принявших участие в голосовании.

1995 год: Движение «Мы – якутяне»

Признаться, в середине 90-х годов мало кто предвидел нынешнюю ситуацию, когда стал остро ощущаться дефицит русских кадров в государственной и муниципальной службе, в общественной жизни республики.

Егор ЖИРКОВ уже тогда говорил, что надо системно работать на то, чтобы представители промышленных округов были востребованы в госаппарате и общественно-политической жизни.

Время показало, что он был прав. Теперь я тоже постоянно поднимаю этот вопрос. В прошлом году я написал статью «Берегите русских!», в котором призвал якутов ценить историческую дружбу с русскими. И не упускаю случая продвигать этот вопрос.

ЖИРКОВ создал Движение «Мы – якутяне» с целью воедино вовлечь людей из села и севера, людей рабочих поселков и городов в республиканскую политику. Это движение все еще существует, например, на выборах президента России в 2012 году членом народного штаба Владимира ПУТИНА была Наталья МОРОЧКО, активист общественного движения «Мы – якутяне» в Мирном.

Среди якутов очень мало таких политиков, которые бы умели работать с представителями различных национальностей, как Егор ЖИРКОВ. И не только работать – крепко дружить. У него много друзей, например, в Москве, которые мне говорят, что Якутию и якутов они представляют по Егору Петровичу.

1996-1997 годы: Планы XXI века

В 1996 году Егор ЖИРКОВ уговорил меня вернуться на госслужбу – он возглавил правительственный Департамент по президентским программам и стратегическим ресурсам и попросил меня стать одним из ведущих экспертов.

Реализуемые и планируемые сейчас в Якутии мегапроекты закладывались именно тогда. Многое потом было использовано для разработки Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия).

Было очень интересно: прикидывать – какие проекты могут вывести республику на качественно новый уровень развития, просчитывать, особенно в плане мультипликативного эффекта. Было много споров. Например, по железной дороге имелось два варианта: либо остановить железную дорогу в Томмоте и дальше строить асфальтовую автотрассу, либо продолжать тянуть магистраль до Якутска. Михаил НИКОЛАЕВ склонялся к первому варианту, я тоже. Теперь думаю – правильно, что железная дорога пришла в Центральную Якутию, потом она пойдет дальше – до Аляски, а это означает выход на другой континент.

Параллельно с нами Институтом региональной экономики под руководством Егора ЕГОРОВА была проведена похожая работа. Это была полезная конкуренция идей, а сейчас я тихо радуюсь, что во многом мы с Егором ЖИРКОВЫМ оказались правы, когда отстаивали те или иные варианты: жизнь показала, что наши предложения и предположения оказались реальнее и реалистичнее.

1998 год: Колоссальная ошибка

В конце 1997 года Егор ЖИРКОВ был избран депутатом Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Именно его собирались сделать председателем Палаты Республики. Но с Михаилом НИКОЛАЕВЫМ вечером до первой сессии встретился один человек, надавил, в итоге спикером верхней палаты стал Василий ФИЛИППОВ.

Я был помощником президента республики, прямо сказал Михаилу Ефимовичу, что он совершает большую политическую ошибку.
Многие из нас помнят, что было дальше: Палата Республики заблокировала третий срок НИКОЛАЕВА, тот человек, который продавил ФИЛИППОВА, стал следующим президентом республики.

В 2003 году во время ужина в ресторане под Москвой Михаил Ефимович признался, что если бы Палату Республики возглавил Егор Петрович, то третий срок был бы гарантирован. Для человека, который практически никогда не признает своих ошибок, это было удивительно.

Михаил НИКОЛАЕВ – безоговорочный авторитет для большинства якутян, выдающийся государственный деятель. Если бы он остался на третий срок – республика не потеряла бы множество своих активов…

1997-2000 годы: Завершая век

Перед уходом в Москву мне довелось ненадолго снова поработать вместе с Егором ЖИРКОВЫМ – он возглавил Администрацию президента республики.

Мы ощущали, что именно в Москве будет решаться будущее республики – самостоятельность республик уходит в прошлое. Я первым ушел в Москву, чтобы начать как бы «внедрение» в федеральные структуры власти. И все еще работаю в Москве.

Егор Петрович пришел постоянным представителем республики в Москву позже, в 1999 году. И, несмотря на то, что в новом составе российской президентской администрации взаимоотношения с республиками курировал генерал Константин ПУЛИКОВСКИЙ, Егор Петрович смог отработать и добиться пролонгации полутора десятков договоров Республики Саха с федеральными министерствами. Но ему не удалось долго проработать – вышел закон, запрещающий депутатам находиться на госслужбе. Он попросил меня приехать к нему в постпредство, мы обсуждали этот вопрос. Я ему говорил, что нужно оставаться постпредом, но он считал, что мандат депутата важнее.

2000-2008 годы: Капитан промышленности

Еще когда Егор ЖИРКОВ был первым заместителем генерального директора ФПК «Саха Золото» в 1997 – 1998 годах, он приметил мало кому известное предприятие «Сарылах-Сурьма».
И уходя из госслужбы, он решил превратить это предприятие в одно из крупных промышленных столпов республики.
«Капитанами индустрии» принято называть тех, кто превращал свои предприятия в системообразующие.

Сколько труда вложил Егор ЖИРКОВ, чтобы «Сарылах-Сурьма» стала крупнейшим горнопромышленным предприятием на востоке республики – зная энергию Егора Петровича, предполагаю, что он вложил столько сил, сколько не смогли бы десяток обычных руководителей. Мы изредка виделись, он рассказывал, что углубляет шахту Сарылах на 100 метров, восстанавливает заброшенный рудник Сентачан.
Он настолько меня заинтересовал, что я начал следить за производственными показателями «Сарылах-Сурьмы». И до сих пор держу в поле зрения.

И когда в 2008 году это предприятие было вдруг продано зарегистрированной на Британских Вирджинских островах офшорной компании «ГеоПроМайнинг Лтд», я был в шоке. Я подключил своих, и удалось быстро установить, что «Сарылах-Сурьму» продали вопреки желанию Егора ЖИРКОВА и даже в то время, когда он был в отпуске, чтобы он не помешал. Узнали также – кто кому и зачем продал.

В итоге республика лишилась контроля над перспективным предприятием, которая в 2011 году дала выручку в размере 1,814 миллиардов рублей, а в 2012 году – 2,842 миллиарда, причем чистая прибыль в 2011 году составила 920 миллионов рублей, а в 2012 году – 823 миллиона (из-за того, что подошел срок погашения ряда долгосрочных кредитов).

С 2008-го по наше время: «Нельзя менять свои ценности»

Егора ЖИРКОВА назначили первым заместителем генерального директора ОАО «Республиканская инвестиционная компания (РИК)».
И он взялся за новый большой проект.
У нас в республике развит только первый сектор – добывающий. Второй сектор (торговля и промышленность) развит слабее, особенно промышленность. Переработки практически нет.

Взявшись за базальтовый проект, Егор ЖИРКОВ делает крайне важное дело для республики – создает не просто новую отрасль, он создает плацдарм для зарождения других инновационных предприятий.
Помню экскурсию по заводу, которую устроил для меня одного Егор Петрович – все показал и очень досконально рассказал.

Начав для разгона с выпуска базальтовых утеплителей, необходимо создать кластер, который начнет выпускать арматуру для строительства, геосетку для автодорог. Но самое главное – начнет выпускать высокотехнологичные композитные материалы, которые востребованы в XXI веке. Я был свидетелем недавних переговоров Егора ЖИРКОВА с руководством Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов.
Материалы, которые начнет производить Якутия, будут применяться в аэрокосмической промышленности страны и мира. В мире давно уже не финансируют голые идеи, а инвестируют в людей, которые способны реализовать эти идеи.

У Егора ЖИРКОВА в жизни было и будет много задач, которые он решал и будет решать. Есть мудрая мысль: «Можно менять свои цели. Но нельзя менять свои ценности».

У Егора ЖИРКОВА, как я убедился за 23 года знакомства, ценности остаются неизменными – республика и народ.

Источник:

Иван НИКОЛАЕВ, бывший помощник и советник Первого президента Республики Саха (Якутия)