Новости

Рафаэль Марданшин: «Зачастую предприниматель не может ни вернуть товар, ни найти виновного»

20 июня 2014 года Государственная Дума РФ во втором чтении приняла законопроект, вносящий поправки в ряд законодательных актов, регулирующих изъятие, хранение и уничтожение вещественных доказательств.


Как пояснил один из авторов законопроекта председатель башкирской «Деловой России», депутат ГД РФ, координатор проекта «Комфортная правовая среда» Рафаэль Марданшин: «Ситуация вокруг вещественных доказательств на настоящий момент такова, что нарушения в этой сфере – не редкость. В наш партийный проект «Комфортная правовая среда» неоднократно поступали обращения от предпринимателей, у которых по надуманным предлога изымали товар, называя его вещественными доказательствами. После определенного времени товар или пропадал, или по надуманным предлогам «уничтожался». У следователей и дознавателей на данный момент есть вся полнота власти в вопросе обращения с вещественными доказательствами, и, к сожалению, они иногда злоупотребляют своими полномочиями».


В качестве одного из примеров законодательного несовершенства Рафаэль Марданшин привел одного из заявителя, у которого изъяли несколько фур кофе. «После изъятия по надуманному уголовному делу кофе без суда и следствия пропал, якобы был уничтожен. По факту этого было возбуждено уголовное дело, в материалах которого имеются доказательства, которые подтверждают, что этот уникальный для России кофе продавался на соседнем складе после изъятия в качестве вещдока», - рассказал он.


Данные поправки обязуют следователей изымать не всю партию товара, а лишь образцы, достаточные для проведения требуемых экспертиз и исследований. Помимо этого следователь, согласно предлагаемым изменениям, будет должен получить разрешение суда на уничтожение вещественных доказательств, что остановит волну злоупотреблений.


При этом в судебном рассмотрении ходатайства следователя должен участвовать и собственник вещественных доказательств. Эта инициатива связан с тем, что зачастую изымаются вещдоки у владельцев, а собственник об этом даже не уведомляется.


«В этом вопросе есть еще одна проблема – зачастую предприниматель не может ни вернуть товар, ни найти виновного даже если доказать, что вещдоки были изъяты незаконно. В лучшем случае вред будет компенсирован из государственного бюджета, но предъявить требования к самому следователю возможности нет. Это вопрос, который нам еще предстоит решать в ближайшем будущем», - сказал Рафаэль Марданшин.